Ольга Глушкова
Статья «Мудрые заповеди народной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мудрые заповеди народной педагогики.
«Если ты выстрелишь в прошлое
из пистолета, будущее выстрелит
в тебя из пушки.»
Р. Г. Гамзатов
Пришло время, когда наше общество наконец-то стало проявлять интерес к родной старине. Все зачитываются книгами по русской истории, пытаются найти в них ответ на сегодняшние «проклятые» вопросы. Объектом всестороннего изучения стала народная культура. Пристальное внимание к прошлому не обошло стороной и нас. В 2016-2017 уч. году в группе по присмотру и уходу за детьми 3-4 лет НРМОБУ «Сингапайской СОШ» начата работа по парциальной программе раннего познавательного, эстетического развития и развития речи детей «Росток» на основе народной культуры.
Публикация «Статья „Мудрые заповеди народной педагогики“» размещена в разделах
Есть педагогика труда, педагогика природы, педагогика сказок и пословиц. Как живой организм: все видящий и знающий, вбирающий в себя целый мир, чтобы целебные соки жизни напитали росток детского сознания, - есть Бабушкина педагогика. Основной упор в группе по присмотру и уходу за детьми 3-4 лет в процессе воспитания ребенка делается именно на народную педагогику. Что же это такое?
Народная педагогика – это система принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одного поколения к другому и усваиваются ими прежде всего как определенные умения, знания, навыки, приобретенные людьми в процессе жизни.
Народная педагогика предполагает передачу социального опыта, норм поведения, общественных традиций. Народная педагогика проявляется также в моральных законах и обычаях, закрепляя сложившиеся традиции.
Существуя со времени возникновения человеческого общества, она впитала в себя вековые требования к воспитанию детей.
Живя тысячелетия на этой земле, народ просеял через невидимое сито все культурные ценности, и то, что дошло до нас, должно быть дорого нам.
Историко-этнографические данные показывают, что в регионе сложились этно-культурные традиции, изучение и освоение которых может обогатить социальную сторону жизни людей.
Беря на себя обязательства в воспитании, обучении и развитии детей, мы решаем задачи дополнительного специального образования, используя в работе авторскую парциальную программу раннего познавательного и эстетического развития, развития речи детей 3-4 лет «Росток» (на основе народной культуры).
Организация образовательно-методического процесса строится на основе диагностики и исследования традиционных промыслов и ремесел Западной Сибири, Урала и Севера, с
целью возрождения утраченных традиций, знаний и навыков.
Для организации учебно-воспитательного процесса принята коллективная форма проведения занятий.
Пути решения объединены в два блока.
I-ый – «Эстетический цикл». Предполагается последовательное и основательное приобщение к родной культуре.
II-ой –«Практико-прикладной» цикл. Предполагается последовательное углубление знаний и навыков через практические занятия, участие в подготовке и проведении праздников народного календаря.
В группе по присмотру и уходу за детьми 3-4лет НРМОБУ «Сингапайская СОШ» успешно проведены такие мероприятия, как:
- праздник «Капустница»;
- межгрупповое занятие «Масленица»;
- занятие, посвященное празднованию Пасхи;
- развлечение «Щедрый вечер».
Родители детей группы по присмотру и уходу за детьми 3-4лет приняли активное участие в «Фестивале национальных блюд», проведенном в рамках «Фестиваля национальных культур», посвященном году Детства в Югре. В данном фестивале приняли активное участие 68,7% родителей, которые стали дипломантами I степени во Всероссийском дистанционном конкурсе «мои таланты» в номинациях «Семья» и «Краеведение».
Одной из главных задач в процессе воспитания детей младшего дошкольного возраста является стремление передать нашим потомкам сокровища нашего народного языка. В этом смысле замечательными являются слова Ушинского: «…в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражена не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа приходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследие потомкам. Весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Когда исчезает народный язык – народа нет более».
Именно поэтому при проведении занятий по народной культуре, развлечений, праздников используются старинные заклички, пословицы, поговорки. Дети с огромным желанием знакомятся с народными играми и играют в них.
Единство слова и дела представляет собой одну из самых сильных сторон народной педагогики. Т. е. вполне определенно можно сказать, что все занятия по народной культуре проходят тематически наполненными.
Фундаментом народной системы воспитания является труд, настоящий труд, а не игрушечный. Поэтому в группах по присмотру и уходу за детьми НРОМОБУ «Сингапайская СОШ» работают люди, которые вкладывают в каждого ребенка частичку себя, частичку своего сердца своей души. Ведь ребенок такой же человек, как и мы, только маленький.
Формирование у детей целостного восприятия народного искусства, как части культуры народа, формирование представлений о народном мастере, как о творческой личности, раскрытие истоков промыслов и ремесел, развитие эстетического восприятия природы и способность видеть и чувствовать ее красоту, знакомство с историческими и архитектурными памятниками Западной Сибири и Севера, с его прошлым и настоящим – вот те задачи, которые ставит перед собой парциальная программа «Росток».
Пословицы, поговорки, сказки, былины, песни, игры – народная память, сохраняющая духовный опыт народа, его педагогические воззрения, связывающая прошлое с настоящим и будущим.
Сохранить все, знать, передавать следующим поколениям – задача людей, живущих сегодня.
Воспитатель группы по присмотру и уходу
за детьми 3-4 года НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
Глушкова О. В.