Татьяна Грязнова
Методика формирования грамматической правильности речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
методика формирования грамматической правильности речи у детей 4-5 лет.
На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Задачи формирования грамматической правильности речи детей дошкольного возраста:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
1) Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.
2) Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).
3) Развитие у детей лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.
4) Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.
5) Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.
6) Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка - тренировка детей (начиная со 2 - ой мл гр.) в употреблении трудных морфологических категорий.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми [8].Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Формирование грамматической правильности речи ребенка - постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи.
Для формирования грамматической правильности речи используют такие методы : дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, рассказы на слово, в котором дети допускают ошибки; рассказывание по картинкам; чтение стихотворений; составление детьми рассказов на группу слов и на тему, предложенную воспитателем.
Совершенствование игровых умений должно происходить в совместной игре, когда дети и воспитатель - партнёры.
Партнёрский подход к руководству сюжетно-ролевой игрой предлагают Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, который заключается в "формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание" [21, с. 264]. Воспитатель - лишь партнёр ребёнка по игре.
Самый эффективный метод формирования грамматической правильности речи - дидактические игры. Дидактические игры самые распространенные в работе детских садов.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных слоформ.
По мнению А. К. Бондаренко, все дидактические игры можно распределить на три вида. Это игры с предметами или игрушками, настольно-печатные и словесные игры. Дидактические игры способствуют закреплению ранее усвоенных детьми навыков речи, также способствуют развитию быстроты реакции на услышанное. В методике развития речи разработано и представлено множество разнообразных дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие) : "Магазин", "Разговор по телефону", "В гостях у куклы"… "Хорошая игра должна давать радость детям, и сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу, такая игра получила название дидактическая игра [5, с. 84].
Е. И. Тихеева разработала целую систему дидактических упражнений для развития речи дошкольников.
Для усвоения различных грамматических категорий рекомендует проводить следующие дидактические игры «Что изменилось?» (правильное употребление предлогов с пространственным значением); «Прятки» (усвоение предлогов и падежей); «Угадай чего не стало» (усвоение формы родительного падежа и множественного числа»; «Волшебный мешочек» (ориентировка в родовой принадлежности слов обозначающих различные предметы, спрятанные в мешочке, согласование прилагательного с существительными).
Были определены и педагогические требования к этим упражнениям: а) правильный подбор дидактических упражнений к ошибкам, что попадаются в детской речи;
б) дидактические упражнения должны иметь четко определенную цель;
в) материал к дидактическим упражнениям должен подбираться так, чтоб дети имели возможность сопоставить правильные и неправильные формы, чтоб у них были не только те грамматические формы, в которых дети допускают ошибки, но и другие ранее усвоенные ними;
г) строить дидактические упражнения нужно на известном детям материале, связанными с их жизнью и деятельностью;
д) в дидактических играх следует предвидеть наглядный материал;
е) дидактические упражнения нужно проводить живо, интересно используя игровые приемы.
При этом следует обязательно учитывать возрастные интересы и возможности детей. Дидактические упражнения проводят на занятиях по развитию речи продолжительностью 3-5 минут и в повседневной жизни, их можно включать в содержание отдельных дидактических игр. Использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоениюдетьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленноподходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.
Одним из методов формирования грамматической правильности речи есть рассказы, составленные воспитателем. Они должны содержать те слова, в которых дети допускают ошибки. Например, дети ошибаются в слове пианино (на пианине, возле пианины). С целью исправления детей в рассказе, в котором нужное слово употребляется во всех родах.
Развитие грамматического строя речи — залог успешной обще- речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
В. В. Виноградов называл грамматический строй речи «организующим центром языка». Он отмечал, что благодаря грамматике человечество имеет возможность накапливать общественный опыт и передавать его, посредством системного формулирования своих мыслей [1].
Фундаментальным трудом в исследовании лексико-грамматического строя речи является работа А. Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». Он расширил фактическую базу науки о языке данными по детской речи.
Он считал, что в усвоении грамматического строя речи наблюдается определенная последовательность: сначала происходит усвоение общих, а затем частных категорий, находящихся внутри этих более широких категорий. Таким образом, развитие грамматического строя идет путем усложнения и дифференциации значения. Например, усвоение числа у существительных – первоначально единственное и множественное число применяется ко всем группам существительных, и лишь позднее начинают обособляться такие группы существительных, у которых неполная парадигма по числу.
Закономерности усвоения грамматического строя речи были раскрыты в работах С. Л. Рубинштейна, Ф. А Сохина, Д. Б. Эльконина и др. В современных исследованиях по психолингвистики изучаются разные проблемы усвоения лексико-грамматического строя речи ребенком : стратегия усвоения ребенком грамматических категорий (Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, место семантического компонента в языковой способности (А. М. Шахнарович).
Развитию речи посвящено много статей.
В статье Москвина Т. В. «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» // Вестник дошкольного образования. 2020. № 15) приводятся различные примеры игр и упражнений. Например игры и упражнения для развития связной речи :
«Исправь ошибку» Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет : цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Разложи картинки» Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их. Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия
«Кто что умеет делать» Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Огромную роль в развитии грамматического строя речи играет театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи.
В статье Мясникова С. М. «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» // Вестник дошкольного образования. 2020. № 14 (40). Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной, изобразительной и др.). Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности
Сформированный грамматический строй речи непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т. п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.
Процесс обучения организуется так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.
Важным условием формирования грамматически правильной речи у детей является тактичное исправление грамматических ошибок. Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
Очень важно пробудить у детей стремление говорить правильно, интерес к нормам литературной речи. Поэтому важно поощрять детей задавать вопросы о том, как правильно говорить, предложить ребенку подумать. Детей старшего дошкольного возраста можно подводить к осознанному выбору правильной формы из нескольких вариантов, заинтересовывать их тем, какая же форма слова или фразы правильная. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматической правильности речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения