Лучший педагог года Итоги 2024

Методика формирования грамматической правильности речи у детей 4–5 лет

Татьяна Грязнова
Методика формирования грамматической правильности речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

методика формирования грамматической правильности речи у детей 4-5 лет.

На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Задачи формирования грамматической правильности речи детей дошкольного возраста:

Темочки:

1) Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.

2) Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалог, монолог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).

3) Развитие у детей лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

4) Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

5) Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.

6) Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка - тренировка детей (начиная со 2 - ой мл гр.) в употреблении трудных морфологических категорий.

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми [8].Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Формирование грамматической правильности речи ребенка - постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи.

Для формирования грамматической правильности речи используют такие методы : дидактические игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, рассказы на слово, в котором дети допускают ошибки; рассказывание по картинкам; чтение стихотворений; составление детьми рассказов на группу слов и на тему, предложенную воспитателем.

Совершенствование игровых умений должно происходить в совместной игре, когда дети и воспитатель - партнёры.

Партнёрский подход к руководству сюжетно-ролевой игрой предлагают Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, который заключается в "формировании у детей игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру, в которой дети по собственному желанию реализуют содержание" [21, с. 264]. Воспитатель - лишь партнёр ребёнка по игре.

Самый эффективный метод формирования грамматической правильности речи - дидактические игры. Дидактические игры самые распространенные в работе детских садов.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных слоформ.

По мнению А. К. Бондаренко, все дидактические игры можно распределить на три вида. Это игры с предметами или игрушками, настольно-печатные и словесные игры. Дидактические игры способствуют закреплению ранее усвоенных детьми навыков речи, также способствуют развитию быстроты реакции на услышанное. В методике развития речи разработано и представлено множество разнообразных дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С. Ушакова и другие) : "Магазин", "Разговор по телефону", "В гостях у куклы"… "Хорошая игра должна давать радость детям, и сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров. Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу, такая игра получила название дидактическая игра [5, с. 84].

Е. И. Тихеева разработала целую систему дидактических упражнений для развития речи дошкольников.

Для усвоения различных грамматических категорий рекомендует проводить следующие дидактические игры «Что изменилось?» (правильное употребление предлогов с пространственным значением); «Прятки» (усвоение предлогов и падежей); «Угадай чего не стало» (усвоение формы родительного падежа и множественного числа»; «Волшебный мешочек» (ориентировка в родовой принадлежности слов обозначающих различные предметы, спрятанные в мешочке, согласование прилагательного с существительными).

Были определены и педагогические требования к этим упражнениям: а) правильный подбор дидактических упражнений к ошибкам, что попадаются в детской речи;

б) дидактические упражнения должны иметь четко определенную цель;

в) материал к дидактическим упражнениям должен подбираться так, чтоб дети имели возможность сопоставить правильные и неправильные формы, чтоб у них были не только те грамматические формы, в которых дети допускают ошибки, но и другие ранее усвоенные ними;

г) строить дидактические упражнения нужно на известном детям материале, связанными с их жизнью и деятельностью;

д) в дидактических играх следует предвидеть наглядный материал;

е) дидактические упражнения нужно проводить живо, интересно используя игровые приемы.

При этом следует обязательно учитывать возрастные интересы и возможности детей. Дидактические упражнения проводят на занятиях по развитию речи продолжительностью 3-5 минут и в повседневной жизни, их можно включать в содержание отдельных дидактических игр. Использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоениюдетьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленноподходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.

Одним из методов формирования грамматической правильности речи есть рассказы, составленные воспитателем. Они должны содержать те слова, в которых дети допускают ошибки. Например, дети ошибаются в слове пианино (на пианине, возле пианины). С целью исправления детей в рассказе, в котором нужное слово употребляется во всех родах.

Развитие грамматического строя речи — залог успешной обще- речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

В. В. Виноградов называл грамматический строй речи «организующим центром языка». Он отмечал, что благодаря грамматике человечество имеет возможность накапливать общественный опыт и передавать его, посредством системного формулирования своих мыслей [1].

Фундаментальным трудом в исследовании лексико-грамматического строя речи является работа А. Н. Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». Он расширил фактическую базу науки о языке данными по детской речи.

Он считал, что в усвоении грамматического строя речи наблюдается определенная последовательность: сначала происходит усвоение общих, а затем частных категорий, находящихся внутри этих более широких категорий. Таким образом, развитие грамматического строя идет путем усложнения и дифференциации значения. Например, усвоение числа у существительных – первоначально единственное и множественное число применяется ко всем группам существительных, и лишь позднее начинают обособляться такие группы существительных, у которых неполная парадигма по числу.

Закономерности усвоения грамматического строя речи были раскрыты в работах С. Л. Рубинштейна, Ф. А Сохина, Д. Б. Эльконина и др. В современных исследованиях по психолингвистики изучаются разные проблемы усвоения лексико-грамматического строя речи ребенком : стратегия усвоения ребенком грамматических категорий (Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин, место семантического компонента в языковой способности (А. М. Шахнарович).

Развитию речи посвящено много статей.

В статье Москвина Т. В. «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» // Вестник дошкольного образования. 2020. № 15) приводятся различные примеры игр и упражнений. Например игры и упражнения для развития связной речи :

«Исправь ошибку» Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет : цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

«Разложи картинки» Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их. Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия

«Кто что умеет делать» Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат. Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Огромную роль в развитии грамматического строя речи играет театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи.

В статье Мясникова С. М. «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность» // Вестник дошкольного образования. 2020. № 14 (40). Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной, изобразительной и др.). Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создает предпосылки для появления планирующей функции речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности

Сформированный грамматический строй речи непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т. п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.

Процесс обучения организуется так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.

Важным условием формирования грамматически правильной речи у детей является тактичное исправление грамматических ошибок. Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.

Очень важно пробудить у детей стремление говорить правильно, интерес к нормам литературной речи. Поэтому важно поощрять детей задавать вопросы о том, как правильно говорить, предложить ребенку подумать. Детей старшего дошкольного возраста можно подводить к осознанному выбору правильной формы из нескольких вариантов, заинтересовывать их тем, какая же форма слова или фразы правильная. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматической правильности речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Дидактическое пособие на липучках для совершенствования лексико-грамматической стороны речи «Идем на парад»Дидактическое пособие на липучках для совершенствования лексико-грамматической стороны речи «Идем на парад» Пособие представляет собой альбом с полями игры "Найди тень" и комплектом изображений детей и животных, выполненных в стилистике военного.

Методический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗМетодический комплекс «Мастерская речи» для формирования познавательно-речевой активности детей-инвалидов и детей с ОВЗ Вышегородцева Ольга Соломоновна, Домарева Елена Николаевна, Салькова Елена Викторовна, воспитатели, МБДОУ ДС № 14 «Солнышко» Тема: «Формирование.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Логопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речиЛогопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речи Предлагаю вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-непоседы», с помощью которой можно эффективно работать над.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика формирования грамматической правильности речи у детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 16:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика формирования грамматической правильности речи у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Грязнова (УИ 886458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД