Мелихова Ирина Валерьевна
Консультация «Мелкая моторика и речь»
▼ Скачать + Заказать документы
“Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И. П. Павлов Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребенка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. М. М. Кольцова (1973, с. 139) доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. Развивать моторику следует в соответствии с возрастом и возможностями ребенка.
Публикация «Консультация „Мелкая моторика и речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Правила проведения:
1. Первый раз покажите упражнение и объясните, как его делать.
2. Второй раз выполните упражнение вместе с ребёнком, называя при этом свои действия.
3. На третий раз предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно.
4. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.
5. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.
6. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.
7. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
8. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
9. Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям: сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу; предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников; развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения; а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Где можно использовать упражнения:
1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
2. Во время утренней гимнастики.
3. На физкультминутках (3 -4 упражнения).
4. На физкультурных занятиях.
5. Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.
6. На прогулке в теплое время года.
7. В зачине подвижной игры или в ходе игры.
Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
1. Массаж кистей рук Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приё мы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию. Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа – 3-5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.
2. Упражнения пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребнка, в медленном темпе.
Упражнение 1. Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец.
Упражнение2. Рука ребёнка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочерёдно сгибает пальцы ребёнка. Активная гимнастика для развития мелкой моторики. 1. Игры с предметами: сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т. д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т. д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; игра “Золушка” ( сортировать смешанных две крупы: например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т. д.); забавные картинки (на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения.
2. Упражнения без речевого сопровождения. Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак. Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.
3. Массаж (или самомассаж) с речевым сопровождением. *подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца). Грибы вылезли на кочке Мелкие грибочки : Грузди и горькушки, Рыжики, волнушки. Даже маленький пенёк Удивленья скрыть не мог. Выросли опята Скользкие маслята, Бледные поганки встали на полянке *Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук. Кусается сильно котёнок-глупыш, Он думает: это не палец, а мышь (смена рук). Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”
4. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук. *Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
*Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
*Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
*Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
*Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
*Игры с рисованием. обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
*Игры с предметами домашнего обихода. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д. - Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. - Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник". - Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: "Пальцы, как пчелы, летают по сотам И в каждую входят с проверкою: что там? Хватит ли меда всем нам до весны, Чтобы не снились голодные сны?" - Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи". - Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог: "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы". - Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д. - Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д. - Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: "Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех". - Игры - шнуровки Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Список используемой литературы.
Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО “Издательство АСТ”.2000
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие мозга ребнка. - М. ,1973.
Краузе Е. Н. Логопедия. Санкт-Петербург. КОРОНА принт. 2003.
Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-Петербург. 2002.
Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.
Узорова О. В., Нефдова Е. А. “Палтчиковая гимнастика”. Москва, АСТ* Астрель. 2002