Лучший педагог года

Кузнецкая матрёшка в культурно-нравственном воспитании детей

еЛЕНА лУНИНА
Кузнецкая матрёшка в культурно-нравственном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Промысел Новокузнецких мастеров

«Кузнецкая матрёшка в культурно-нравственном воспитании детей» Автор:Лунина Елена Сергеевна воспитатель МБ ДОУ «Детский сад No 209»

1

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение. 3-4

1. История красавицы матрёшки. 4-9 2. История Кузнецкой матрёшки. 10-12 3. Матрёшка в культурно - нравственном воспитании детей. 13-15 4. Литература. 16

2

Введение

Публикация «Кузнецкая матрёшка в культурно-нравственном воспитании детей» размещена в разделах

Эта статья посвящена вопросам развития и формирования духовно-нравственных черт личности дошкольников через знакомство с русской народной культурой. В настоящее время, в период переосмысления исторического пути развития общества, с особой остротой встаёт главная проблема нравственного воспитания : что и как воспитывать в детях – проблема, требующая тщательного рассмотрения в современных условиях. Современное общество диктует необходимость применения обновлённых подходов к воспитанию и обучению, включающих формирование духовности, ориентацию на общечеловеческие ценности, что предполагает изменение содержания, методов, средств и форм приобщения ребенка к действительности. Именно длительность процесса воспитания и невозможность возместить в более зрелом возрасте то, что упущено в детстве, обращает наше особое внимание на самый ранний период жизни человека. «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку» (Н. В. Шелгунов). Особая значимость проблемы объясняется и тем, что именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, что подтверждается данными многолетних исследований крупнейших ученых - А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.

3

Сквозь века пронёс русский народ свое культурное достояние, самое ценное в фольклоре, христианских праздниках и ритуалах, сказках, былинах, песнях, изделиях народных промыслов и декоративно-прикладном искусстве. Любой народ продлевает себя в детях. Естественно стремление цивилизованного народа иметь этно -педагогику в дошкольном образовании. Народное творчество -неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ нравственного, эстетического и патриотического воспитания.

Ведь, входя в мир народной культуры, народного художественного и музыкального творчества, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, игрушки «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В народе говорят: «нет дерева без корней, дома - без фундамента». И этим фундаментом является русская культура, на которой ребёнок развивается как ЛИЧНОСТЬ.

История красавицы матрёшки.

Матрёшка -это русская

красавица, хранительница исконной русской народной культуры : она и сувенир -памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые

4

сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрёшка появилась в начале 1890-х годов, токарь- игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку, прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезённая в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония).

Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье с петухом в руках расписанная гуашью вышла из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Создал эскиз и расписал матрёшку художник Сергей Малютин. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой неделимой, была матрёшка - спеленатый младенец.

Откуда же взялось

имя - матрёшка? Сделано

это было не случайно. В

дореволюционной

провинции имя Матрена,

Матрёша считалось одним

из наиболее

распространённых

женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово

5

«mater», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

В конце 19 века в России наблюдался огромный подъём интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога - эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства. Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки «рассказывали» целые истории.

Изготавливали матрёшек из хорошо высушенной долговечной древесины липы или берёзы, со временем принципы изготовления не изменились. Первой всегда делается маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы - токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрёшек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы,

6

акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. но не было этих украшений у первых матрёшек - и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без декоративных украшений.

Со временем роспись матрешек

становилась все красочней,

разнообразней. Изображали девушек

в сарафанах, в платках, с корзинами,

узелками, букетами цветов.

Появились матрешки, изображающие

пастушков со свирелью, и бородатых

стариков с большой палкой, жениха с

усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки «Невеста и жених» помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек,

7

изображающих древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в1912году были изготовлены «Кутузов» и «Наполеон» с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конек – Горбунок» П. П. Ершова, басня «Квартет» И. А. Крылова и другие.

100-летний юбилей Н. В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников - профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. но не было этих украшений у первых матрёшек - и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без декоративных украшений.

В России есть несколько городов и сёл, где

традиционно

производятся матрёшки - везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже -

8

незначительно - с формой матрёшек. В селеПолховский Майдан матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками - основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки - сделанные в городе Семёнове Нижегородской области - легко узнаются по довольно большим не закрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей «вместительностью» - традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовлена именно в Семёнове - это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту!

Самая «северная» в России - вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице - Сергиевой Лавры. В России есть целые музеи, посвящённые матрёшкам. Там представлены матрёшки уникальной полховско - майдановской росписи, которые известны во всём мире. В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник,сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики - разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе

9

можно заметить обилие деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого «ярмарочного духа» присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.

ИсторияКузнецкой матрёшки

От куда же появилась Кузнецкая матрёшка? Родоначальницей промысла в городе Новокузнецк стала Людмила Ивановна Бендас искусствовед, директор и основатель объединения народных промыслов «Творчество» .

Как рассказывает Людмила Ивановна Бендас, в 1993 году в Новокузнецк приехала художник-архитектор из Севастополя Лариса Исайкина, расписывающая матрешки. Через три месяца работы возле Ларисы оказалась Маргарита Даутова. По образованию - инженер, а в душе - художник. Она начала писать матрешку по-особенному, в своём стиле. А весной 1994-го кузнецкая матрёшка впервые выставлялась на выставке в Москве. На самом деле наша матрёшка особенная. По названию, форме, материалу она ничем не

10

отличается от традиционной русской матрёшки (семёновской, загорской). Внутри каждой куклы есть фигурки-вкладыши. Но, как и другие виды русской матрёшки, кузнецкая имеет свою неповторимую роспись и содержание. Как рассказывает Людмила ИвановнаБендас: «Наша матрёшка - это не дородная купчиха, не столичная красавица, а искренняя, живая, добрая женщина, бабеночка даже, которую Маргарита Даутова назвала «провинциалкой».Из деревянной неподвижной куклы она сделалась живой, выразительной, динамичной. Нашиматрёшки не похожи одна на другую. У каждой свой, особенный наклон головы, подвижные ручки, выразительные глазки, ротик - все завлекает тебя. Своеобразно расписан фартук: виды города, тексты песенок, потешек, лубочные картинки. Есть среди них и именные матрёшки, и матрёшки-коробейники со сказками. Кузнецкую матрешку называют «живой народец», потому что каждая из них - это персонаж нашей жизни, есть смысловая связь внутри каждой матрёшечной «семьи». На сегодняшний день придумано и создано 500! матрешек, в каждой от трех до двадцати куколок.

Все матрёшки живые, персонажные, индивидуальные. Матрёшка

11

перестала

исключительно

игрушкой,

кузнецкой красавицы стали взрослые люди, появились коллекционеры. К слову, одна

быть детской поклонниками

из кукол под названием «Моцарт» живёт сейчас в музее Зальцбурга. Эта пятиместная матрёшка, первая из именных, имеет не только портретное изображение великого композитора, но и знакомит с пейзажами городов, взятых со старинных гравюр, связанных с жизнью творца. Взглянем, к примеру, на матрёшку «Посиделки». Вот первый парень на деревне - с гармоникой, развесёлый, всем приятный и всеми уважаемый. Следом - его барышня. Она не поёт, а лишь семечки лузгает - судьба-то её уже решена, кавалер определён. Вот пришёл на посиделочки паренек с цветочком, очень смущённый, застенчивый. Сердце бьётся - примет ли цветочек отрада его, он не знает, сомневается. А эта красавица сидит - ещё не присматривает себе жениха, а бублик грызёт. А если выставить в ряд все десять куколок из набора «Сплетницы», то такой шум стоит, просто невероятно! Они охают, ахают, что-то шепчут друг другу, кричат. Целое действо происходит!

Но мастера «Творчества» не забыли и том, что матрёшка - в первую очередь первоклассный дидактический материал. Она и моторику развивает, и учит различать цвета и величину, даёт основы арифметики. Но художницы пошли дальше и придумали матрёшку-книжку.

- Сначала мы делали её без текста, просто изображая мотивы русских сказок, -рассказывает Людмила Ивановна. - Можно было рассматривать куклу как настоящую сцену. Круглое лицо - как солнышко, узоры на платке - как лучи, платок как занавес, а на сцене появляются сказки. С такими матрешками-книжками малыши могут не просто играть, а ещё и стишок выучить!Пословицы, поговорки, потешки, частушки, в общем, разнообразный русский фольклор.

12

«Ребятишки, с младенчества воспитываемые на трансформерах и компьютерах, завороженно смотрят на народную кинетическую игрушку «Загорская», которой лет триста, не меньше, с удовольствием разбирают матрешку, разглядывая рисунок и вчитываясь в текст».

Кузнецкая матрешка - яркая представительница оригинального стиля художественного промысла, сложившегося за 15 лет существования ООО «Творчество». Матрешка-кузнечанка нынче представлена в музеях Сибири, в постоянной экспозиции Московского музея русской матрешки, а с проектом «Народное искусство Сибири» изготовленные руками новокузнецких мастериц «Семеновна», «Кулема», «Зинка» и прочие представительницы этого племени объехали весь север Западной Сибири.

Матрёшка в культурно - нравственном воспитании детей.

Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Народное искусство, являясь хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры, искусства предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры. Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования

13

художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, считаю, что формирование личности ребёнка-дошкольника невозможно без воспитания на основе духовных ценностей народной культуры. Народная культура, несущая в себе мощный воспитательный потенциал, является тем самым средством, способным посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

14

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, является в настоящее время особенно актуальной.

Матрешки- это тема, которую педагоги активно используют в практике обучения и воспитания детей. Символ русской культуры, народная игрушка применяется в беседах и художественном творчестве, в музыкальных и спортивных развлечениях.

Матрешка привлекает детей своей красочностью и неизменным «секретом» : а что еще скрыто в ней, какие куклы и сколько? Матрешка по своей структуре - хорошая развивающая игрушка. Ребенок может складывать и разбирать ее, тренируя глазомер, мелкую моторику рук, внимательность и усидчивость.

Идея разборной куклы служит интересным сюжетом для детских развлечений - здесь вступает в игру мастерство и фантазия педагога. А какое удовольствие доставляет детям роспись матрешки! Даже самые маленькие дошкольники смогут по-своему расписать заготовки народной куклы. Тем более, что одной традиции в росписи деревянной красавицы не существует. Уже в первые годы своей жизни матрешки получили широкое разнообразие стилей - кто-то повторял в наряде куклы орнаменты народных костюмов, кто-то выписывал на сарафане целые сюжеты. Кто знает, может современные дети найдут свои мотивы и продлят жизнь знаменитой русской матрешки?

15

Литература

16

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л. И. Божович. - М. : Просвещение,1968.

2. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст] / Р. С. Буре. - М. : Просвещение 1985.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология[Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991.

4. Запорожец, А. В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т. [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986.

5. Князева, О. Л. Маханев, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] /О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб: 1999.

6. Шевченко, Г. П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитие подростков [Текст] :Автореф. дис. док. пед. наук / Киев: КИИ, 1986.

7. Эльконин, Д. Б. Детство и общество[Текст] / Д. Б. Эльконин. - СПб: Ленато, 1996.

17

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Кузнецкая матрёшка»Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Кузнецкая матрёшка» Цель : Закрепление знания детей о народной игрушке-матрёшке. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей выделять характерные особенности данного.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кузнецкая матрёшка в культурно-нравственном воспитании детей
Опубликовано: 3 марта 2021 в 12:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кузнецкая матрёшка в культурно-нравственном воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем еЛЕНА лУНИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД