Миронова Нина
Кружковая деятельность «Нетрадиционные техники рисования» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ
воспитателя Мироновой Нины Валерьевны на тему:
Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе «Солнышко» детского сада «Лесная Сказка» (дети 3-4 лет).
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Кружковая деятельность „Нетрадиционные техники рисования“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2022
Известно, что немаловажную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Используя в работе с детьми по рисованию различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, я прививаю любовь к изобразительному искусству, вызываю интерес к рисованию. Так, как у меня вторая младшая группа, свой выбор остановила на нетрадиционную технику рисования «Веселые пальчики». Нетрадиционное рисование, еще является один из интереснейших способов адаптации малышей в детском саду.
Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, одному ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, а другому ребёнку будет интересно рисовать мятой бумагой или расчёской…
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия.
- Творческих способностей и воображения
- Познавательного интереса.
- Нестандартного мышления.
- Творческого самовыражения.
- Внимания и усидчивости;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия.
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.
Работая с воспитанниками младшего возраста, я поставила перед собой цель: создание благоприятных условий для адаптации воспитанников в детском саду и овладение детьми раннего возраста различными техниками нетрадиционного рисования.
Задачи:
Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Учить детей создавать неповторимые образы на листе бумаги, используя различные материалы и техники.
Формировать у детей технические навыки рисования, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
Развивать у детей творческое мышление, воображение, художественно-эстетические навыки, глазомер, внимание, память.
Воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству
В своей работе я использую разные виды изобразительной деятельности. Отметила, что малышей очень заинтересовали необычные способы рисования и с радостью занимаются, делятся своими впечатлениями. Я разработала план, где каждую неделю знакомлю воспитанников с различными техниками рисования.
Свою работу я начала с хорошо знакомых для данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование щепоткой пальцев, тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск поролоновой губкой, оттиск крышкой, оттиск мятой бумагой, рисование ватными палочками.
Прежде чем приступить к рисованию того или иного предмета или явления природы, давала четкое представление о том, что это такое и как это выглядит, показывала картинки или вносила игрушки. Ведь ребенку интересно рисовать знакомый предмет. Вначале наблюдали за этими предметами, добиваясь того, чтобы общались с ними как с живыми, с максимальным включением сенсорных анализаторов (слуха, обоняния, осязания и др.). Ведь чем больше ребенок узнает об этом предмете, тем точнее получится изображение.
Малыши очень любят рисовать красками, возможности этой деятельности очень широки. Сейчас детям нашей группы от 3-4 лет. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально. Рисование пальчиком вызывало у детей особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз «Мой любимый дождик», для веселого мухомора рисовали пальчиком пятнышки белой краской.
Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, жирафа можно нарисовать ладошкой и дополнительно дорисовывать шею с головой. А пятнышки ватной палочкой. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Ладошками дети рисовали не только в группе, но и дома. Совместно с родителями ребята изобразили много разных животных, которых потом принесли в детский сад. Большое количество работ подтолкнуло нас к созданию «Волшебного зоопарка», жителями которого стали изображенные ребятами звери, птицы, рыбы и даже динозавр.
Результат очень впечатлил ребят. Почти каждый ребенок рассказал друзьям из группы о своем жителе зоопарка: какой он имеет окрас, где живет и чем питается. А это значит, что наша работа имела не только творческую, но и познавательную направленность.
Также использовали другой интересный вариант рисования, печатания поролоновой губкой. Рисование поролоновой губкой доступно даже малышам, так как позволяет быстро получить изображение. Дети могли рисовать с использованием трафарета.
Заранее изготавливала трафареты из картона, полиэтилена или пластика, а дети просто макали губкой внутри трафарета или вокруг силуэтного изображения из плотного материала печатали фон. Мои воспитанники были очень увлечены таким необычным творчеством, а фантазия не знала границ.
Промежуточная диагностика детей, проводимые мной, показали рост интереса детей к рисованию нетрадиционными способами, значительное обогащение их сенсорного опыта. Работы детей стали более выразительные и оригинальные. Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровня. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.
В результате развития изобразительной деятельности современными нетрадиционными средствами :
-повысился уровень эмоционального благополучия детей;
-дети проявляют больше самостоятельности, инициативы, творчества;
-через рисунок и цвет выражают свое отношение к окружающему миру;
-могут сочетать несколько техник для создания задуманного образа;
-дать оценку результатам своей деятельности.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
А главное то, что нетрадиционное рисование позволяло справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра и рисование. Занимаясь художественной деятельностью, знакомясь с новыми для него способами, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции и развитие личности.
В дальнейшем планирую продолжать обогащать и расширять художественно-эстетический опыт детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что результат подобной деятельности не может быть плохим или неудачным, потому что работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир. Любая из этих техник – это небольшая, но очень интересная игра для каждого ребенка. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее и дает полную свободу самовыражения и творчества.