Дора Барабанская
Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
МДОБУ ЦРР-Детский сад №105 «Умка»
Барабанская Дора Савельевна –
педагог дополнительного образования.
Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Знакомя воспитанников с родным краем, я стремлюсь, чтобы каждый ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни. Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.
Публикация «Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. А это значит, что какой бы национальности мы не были, мы должны знать историю, культуру своей Родины.
Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа. Что же такое краеведение? Под краеведением понимается деятельность по изучению и восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего родного края – «малой родины». Таким образом, ее объектами является то наследство, которое оставили нам предки: обычаи и традиции родного края, его вековая культура, живая легенда и бабушкины рассказы, ратные подвиги прадедов, дедов и отцов, это то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, но и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя его среди потомков. Краеведение – это прежде всего золотой запас нашей духовности.
Целью настоящего доклада является демонстрация эффективных методов краеведческой работы в дошкольном учреждении, направленных на воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, его традиции, памятники истории и культуры.
К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:
– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развивать бережное отношение к городу;
– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны :
– Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы.
– Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города.
– Праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
– Прогулки, путешествия, походы – эти формы незаменимы в краеведческой работе.
Мы, в своем детском саду, на протяжении многих лет ведем работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитанию любви к малой родине, знакомим детей с историей, культурой, памятными местами нашей Республики.
Приобщение детей к ценностям родного края, народному творчеству входит в целостный образовательный процесс.
Традиционными в моей работе стали экскурсии с детьми к памятникам и достопримечательным местам родного города, целевые экскурсии-прогулки на природу. Так, были установлены связи со следующими музеями: Литературный музей им. П. А. Ойунского, Музей Музыки и фольклора народов Севера, музей и центр Хомуса народов Севера. Сотрудничая с детской библиотекой, краеведческим музеем, выставочным залом, мы знакомим дошкольников с историко-культурными особенностями нашего города.
Например, в ходе экскурсии в «Литературный музей им П. А. Ойунского» дети с интересом посетили якутский балаган, ознакомились традиционным укладом жизни и бытом наших предков. С особым интересом были восприняты рассказы экскурсовода, продемонстрировавшего наглядно, как топится камелёк. Обогатили общую культуру детей посещение «Музея музыки и фольклора Народов Севера» и «Музея Хомуса». Так, они с любопытством выслушали рассказ о музыкальных инструментах жителей Якутии, познакомились с хомусами народов Мира. В итоге, дети узнали, что в каждой стране хомус называется по-разному, делают хомусы из дерева, металла, бамбука, что отражается на их звучании.
Кроме того, дополнительной формой знакомства с богатой историей и культурой Республики в нашем детском саду является музейный уголок и мини-музей «Сахам Сирэ барахсан», который стал неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В нем представлен макет якутской усадьбы – изгородь, балаган, орудия труда для сенокоса (грабли, вилы, коса, лодка рыбака. Также в мини-музее выставлен макет «Якутский балаган», при знакомстве с которым, дети погружаются в другую историческую среду, при этом, обогащая свой практический, эмоциональный, и культурно-исторический опыт. В частности, особое внимание уделено расположению экспонатов, поскольку доказано, что эффективность по привлечению внимания детей в немалой степени зависит ребенка. Вся информация разбита на несколько подтем.)от того, насколько они удачно расположены, их привлекательности.
Таким образом, у детей развивается представление о якутской культуре, особенностях жизни и быта якутского народа.
В Мини-музейе «Сахам сирэ барахсан» является площадкой для проведения тематических выставок, посиделок, культурных вечеров, мастер-классов, беседы, проведение театрализованных и якутских народных игр для всех возрастных групп.
Экспонаты музея используются воспитателями для проведения различных занятий, игр, развлечений: «В гостях у бабушки Дарии», «Ноябрь – месяц Байаная», «Танха – таайтарыылаах киэhэтэ». Их целью является ознакомление детей с традиционными обычаями предков, привитие любви и уважение к нашим предкам, их быту, традиционной культуре родного края.
На базе мини-музея «Сахам сирэ барахсан» проводятся «экспресс-выставки». Например, посвященные истории г. Якутска под названием «Прошлое и настоящее города Якутска», поделки и рисунки по мотивам якутских сказок.
Мы привлекаем родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения мини-музея. Также организуем консультации на тему: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу», «Старинные предметы быта – как рассказать детям», «Куда повести ребенка в выходной день» и т. д.
В результате проведенной работы по краеведению были замечены положительные тенденции в воспитании национальных традиций, развитии музыкальных способностей детей. Они больше узнали о родном крае, о предметах народного быта, об обычаях и традициях якутского народа.
Главный результат нашей работы заключается в усвоении детьми вечных ценностей: любви к малой родине, культурным традициям прошлого, чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране.
Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное – на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края. Музейные экспонаты позволяют детям дотронуться в буквальном смысле до истории края, прикоснуться к культуре родного народа. Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
В дальнейшем я буду продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщать ребят к истинным ценностям, направлять мысли и стремления воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.
Все мы знаем пословицы «Велик белый свет, да теплее своего края нет», «Родной дом дороже золота», «В своем краю и вода слаще» — эти мудрые слова, ставшие пословицами и поговорками, не требуют доказательств. Они были нравственным мерилом, образом жизни наших предков.