Ольга Бокова
Консультация для родителей «Коррекционная педагогика: когда нужно обращаться к коррекционному педагогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная педагогика — это одна из самых важных и актуальных областей науки и практики в педагогике. Она занимается разработкой и реализацией системы условий, которые помогают детям и взрослым с различными нарушениями развития адаптироваться к жизни в обществе, преодолевать трудности в обучении и освоении социальных ролей. Этот раздел педагогики имеет давнюю историю, но особенно активно развивается в наше время, когда увеличивается количество людей с ограниченными возможностями и повышаются требования к их интеграции и инклюзии. В статье расскажем о том, что такое коррекционная педагогика, какие задачи она решает, какие виды нарушений развития корректирует и как стать в ней специалистом.
Темочки:
Коррекционная педагогика — это наука, которая изучает особенности образования и воспитания детей с разными психофизическими расстройствами, а также разрабатывает специальные программы и методики для их коррекции. К ее основным задачам можно отнести:
• анализ причин и факторов, которые приводят к возникновению отклонений в развитии детей, определение их видов, степени и формы заболевания;
• изучение закономерностей и особенностей психического и физического развития детей с особенностями, а также их потребностей, интересов, способностей и талантов;
• выявление компенсаторных возможностей детей, создание необходимых условий для их реализации;
• разработка и внедрение в образовательный процесс специальных образовательных программ, методов, средств и технологий обучения и воспитания детей с особенностями зрения или слуха с учетом их индивидуального потенциала;
• оказание психолого-педагогической помощи детям и их родителям, сотрудничество с другими специалистами (медиками, психологами, социальными работниками) в организации комплексной работы по исправлению и корректировке особенностей детей;
• содействие социальной адаптации и интеграции детей в общество, формирование у них навыков самостоятельной жизни, самоуважения и самореализации;
• подготовка квалифицированных специалистов для работы с детьми с особенностями, повышение их профессионального уровня и компетентности.
Показания для обращения к коррекционному педагогу могут быть разными, в зависимости от специфики нарушения и потребностей детей. Определенно стоит обратиться за помощью, если:
• У ребенка есть диагноз, связанный с нарушением в развитии интеллекта, слуха, зрения, речи, двигательной сферы или эмоционального развития.
• У малыша выявили задержку развития психики, дисграфию, дислексию, дискалькулию или другие нарушения и проблемы в обучении.
• Есть проблемы в поведении: агрессия, конфликтность, замкнутость, гиперактивность, апатия. Это могут быть психические нарушения, а не огрехи воспитания.
• Малыш испытывает трудности в общении с окружающими, он стеснителен, страдает от низкой самооценки или зависимости от мнения других.
• Ребенок нуждается в дополнительной поддержке и стимулировании его развития, интересов и талантов.
Обращение к коррекционному педагогу может быть инициировано самим ребенком, его родителями, учителями или другими специалистами. Педагог проведет комплексную диагностику, определит потенциал и возможности пациента, разработает индивидуальную программу воспитания, организует и проведёт коррекционные занятия. Кроме того, специалист проконсультирует родителей и учителей по вопросам воспитания и специальных методик обучения ребенка с особенностями.
В коррекционной педагогике применяется комплекс специальных образовательных методик и приемов воспитания, которые помогают детям преодолевать трудности, компенсировать недостатки и развивать способности. Методики представляют собой способы организации и проведения работы с детьми, которые основываются на определенных теоретических положениях, принципах и правилах. Их можно классифицировать по разным критериям, например:
• по источнику передачи и характеру восприятия информации: наглядные, словесные, практические, игровые;
• по степени активности и самостоятельности детей: частично-поисковые, проблемные, творческие;
• по форме организации детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
• по направлению: общеразвивающие, специальные.
Наглядные методики основаны на использовании различных видов наглядности: предметов, картинок, схем, таблиц, графиков и т. д. Наглядность помогает детям лучше воспринимать и запоминать информацию, формировать навыки наблюдения и анализа, развивать воображение и творчество.
Словесные используют речевые средства: объяснения, рассказ, беседы, чтение и т. д. С помощью этих способов дети формируют понятия и суждения, развивают мышление и речь, учатся выражать свои мысли и чувства.
Практические базируются на развитии различных навыков практической деятельности: упражнений, задач, экспериментов и т. д. Использование практической деятельности помогает детям закреплять и применять знания и умения, формировать навыки и устойчивые привычки поведения.
Игровые применяют различные виды игры: ролевой, сюжетно-ролевой, дидактической и т. д. Игра помогает детям проявлять интерес и мотивацию к обучению, развивать волю и эмоции, формировать социальные навыки и личностные качества.
1. Узнайте об образовании и опыте работы специалиста. Чтобы стать коррекционным педагогом, нужно иметь высшее или среднее специальное образование по дефектологии или педагогическому профилю. Также желательно пройти дополнительные курсы и иметь сертификаты по своему направлению. Опыт работы с детьми с аналогичными проблемами тоже является важным фактором выбора.
2. Познакомьтесь с педагогом лично и посмотрите, как он общается с вашим ребенком. Важно, чтобы педагог был доброжелательным, терпеливым, внимательным и умел находить контакт с малышом. Также обратите внимание на наличие специальных навыков воспитания, на то, как специалист мотивирует и поощряет маленького клиента, как он контролирует его успехи и ошибки.
3. Оцените условия и результаты работы педагога. Узнайте, где и как часто будут проходить занятия: в школе, детском саду, специальном центре или на дому. Спросите, какие материалы и оборудование использует педагог. Попросите показать примеры работ других детей или отзывы их родителей. Следите за тем, как меняется поведение и развитие вашего ребенка после занятий, за результатами деятельности педагога.
Если у вашего ребенка есть особенности развития, вам, возможно, захочется освоить профессию коррекционного педагога, чтобы иметь возможность заниматься с малышом самостоятельно. Для этого нужно получить соответствующее образование и квалификацию. Существует несколько путей получения образования :
• Поступить в колледж и получить среднее профессиональное образование по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Это займет 2-4 года в зависимости от формы обучения. После окончания колледжа можно работать коррекционным педагогом или продолжить обучение в вузе.
• Поступить в вуз и получить высшее профессиональное образование по направлению «Педагогическое образование» с профилем по коррекционной педагогике. Длительность обучения составит 4-5 лет. После окончания вуза можно работать коррекционным педагогом или продолжить обучение в аспирантуре.
• Пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика» для тех, кто уже имеет высшее или среднее профессиональное образование по другой специальности. После прохождения педагогических курсов можно получить диплом о профессиональной переподготовке и работать коррекционным педагогом.
Коррекционная педагогика — это не только призвание, но и очень перспективная и востребованная профессия. В наше время все больше детей нуждаются в специальной поддержке. Все больше родителей ищут квалифицированных специалистов, которые смогут помочь их детям. Все больше возможностей для трудоустройства и карьерного роста для коррекционных педагогов. Если вы хотите стать коррекционным педагогом, не откладывайте свою мечту.