Ирина Александровна Чернышова
Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников через использование элементов фитбол-гимнастики
▼ Скачать +Заказ
Статья «Коррекция тяжелых нарушений речи у воспитанников старшего дошкольного возраста через использование элементов фитбол – гимнастики»
Авторы: учитель логопед Романова Н. Н.
инструктор по физической культуре Щеглова Е. В.
музыкальный руководитель Чернышова И. А.
Публикация «Коррекция тяжелых нарушений речи у старших дошкольников через использование элементов фитбол-гимнастики» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
В настоящее время в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми нарушениями развития, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Речевые нарушения различной этиологии является одним из самых распространенных видов отклонений в развитии детей дошкольного возраста. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается :
• недоразвитие всех компонентов речи (словарный запас, фонематические процессы, связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение);
• недостаточно развиты основные моторные навыки,
• имеются нарушения координации движений и повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата,
• низкая степень сформированности двигательных умений и навыков;
• нарушение пространственных, временных представлений;
• недостаточная подвижность, быстрая истощаемость процессов воображения и восприятия;
• нарушение слухового, зрительного восприятия;
• нарушение тонких, дифференцированных движений, связанных как с общей, так и с речевой моторикой;
• снижена умственная работоспособность;
• повышена утомляемость.
Исходя из выше сказанного, возникла необходимость искать эффективные современные интегративные технологии, способствующие коррекции тяжелых нарушений речи, физического развития. Одной из таких технологий является использование элементов фитбол – гимнастики.
Мяч по своим свойствам многофункционален. Комплексы упражнений на мячах, в зависимости от поставленных задач и выбора средств могут иметь различную направленность:
• на развитие координации слова-музыки-движения, чувства ритма;
• для коррекции психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития;
• на автоматизацию свистящих, шипящих и сонорных звуков;
• на дифференциацию звуков сходных по звучанию и артикуляционному укладу;
• на обогащение и активизацию словарного запаса;
• для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; ловкости и координации движения; пластики и музыкальности;
• для расслабления и релаксации;
• для активизации занятий физическими упражнениями;
• для увеличения гибкости и подвижности суставов;
• для формирования и коррекции осанки, навыка владения своим телом;
• для профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата и внутренних органов).
Фитболы позволяют максимально индивидуализировать коррекционно-воспитательный процесс за счет широких возможностей его свойств и механизмов физиологического воздействия на организм детей. Уникальное сочетание дыхательных, звукоречевых, физических упражнений на мячах – фитболах, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствие.
Вся работа специалистов учителя - логопеда, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя строится на основе интеграции задач направленных на коррекцию тяжелых нарушений речи. В процессе освоения фитбол – гимнастики ведется работа по развитию речевого дыхания с использованием элементов кинезиологии (развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения) и просодики (мелодико-интонационная сторона речи). Приемы кинезиологии: пальчиковая гимнастика, самомассаж рук и стоп помогают развивать мелкую и крупную моторику рук и ног, что благотворно влияет на речевое развитие и психику ребенка. Приемы просодики: художественное слово, речевки, ритмо-декламация, музыкальное сопровождение помогают координировать движения, речь и дыхание, так как внутренний ритм детей с тяжелыми нарушениями речи часто либо замедлен, либо ускорен.
Учитель – логопед применяет в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие элементы фитбол – гимнастики : игровые упражнения на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков (свистящих, шипящих, сонорных, художественное слово, чистоговорки.
Инструктор по физической культуре в своей работе использует следующие элементы фитбол – гимнастики :
• комплексы общеразвивающих и дыхательных упражнений;
• звучащие стихи в коррекции общей моторики;
• подвижные игры и упражнения с использованием мячей – фитболов.
Музыкальный руководитель использует : музально-ритмический репертуар, песенки-попевки, художественное слово, музыкальные игры с речевым сопровождением.
Комплексы фитбол-гимнастики педагогами используются как на групповых так и индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях учителя-логопеда, физкультурных и музыкальных занятиях с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР. Данная работа строится поэтапно на основе игровых заданий и упражнений, которые используются как составная часть занятия.
• 1 этап – подготовительный.
Цель этапа: Освоение воспитанниками фитбол – мяча как оборудования.
Содержание направлено на формирование:
- представления о форме и физических свойствах мяча – фитбола;
- правильной посадки на мяче;
- овладение основными движениями с мячом;
- умения принимать основные и. п. фитбол-гимнастики;
- обогащение словарного запаса воспитанников;
- прослушивание и обсуждение музыкального репертуара.
Для этого этапа используются следующие игровые задания и упражнения:
«Мы в лес пойдем» - основная задача развития речи – дифференциация гласных звуков А, У; физкультуры – удержание правильной посадки на мяче при выполнении движений руками; музыки – разучивание репертуара.
«Угадай с закрытыми глазами» (развитие речи - словесное описание предмета, обогащение словаря прилагательными; физкультура – тактильные ощущения, развитие моторики рук; музыки – прослушивание и восприятие на слух ритмического рисунка).
«Мой веселый звонкий мяч» - отбивание мяча об пол одной и двумя руками на месте ( направлена: развитие речи – развитие просодики; физкультура – ловкость выполнения движения; музыка - восприятие на слух ритмического рисунка).
«Собери урожай» - перебрасывание мяча стоя в кругу ( направлена: развитие речи – закреплять название овощей и фруктов, ягод, грибов и т. д. ; физкультура – развитие внимания, координации движений, быстроты и точности реакции; музыка –воспроизведение музыкального ритма).
и др.
• 2 этап – основной.
Цель этапа: развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, которые даны в последовательности соответствующей работе логопеда по постановке звуков, разучивание музыкально-ритмического репертуара.
Содержание направлено:
- на формирование координации речи ребенка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп речи задает педагог;
- на тренировку основных мышечных групп, в том числе и дыхательных;
- на повышение физической работоспособности;
- на улучшение координации движений и речи;
Для этого этапа используются следующие игровые задания и упражнения:
«Качели» - упражнение для нижних конечностей, сидя на мяче (цель развития речи – развитие просодики, чистоговорки; физкультуры – укрепление сводов стопы, развитие координации движений и чувства равновесия; музыка – развитие слухового внимания).
«Шапокляк» - укрепление крупной и мелкой мускулатуры рук ( направлена: развитие речи – укрепление дыхательной мускулатуры, координация речи и дыхания; физкультура: развитие мелкой моторики, укрепление мышечного корсета, развитие внимания; музыка – развитие артикуляционного аппарата).
«Быстрая лягушка» - выполнение упражнения из разных и. п. ( направлена: развитие речи - координация речи и дыхания, активизация артикуляционного аппарата; физкультура: укрепление мышечного корсета, тренировка вестибулярного аппарата; музыка –музыкально-ритмические движения) и др.
К способам дозировки речевой, физической и музыкальной нагрузки на коррекционно-логопедических, физкультурных и музыкальных занятиях относятся:
• выбор исходного положения;
• учет сложности упражнений на фитбол – мяче;
• чередование речевых, мышечных нагрузок;
• ограничение количества участвующих в работе мышечного, речедвигательного и слухового аппарата;
• индивидуальная дозировка повторений каждого упражнения;
• характер выполнения упражнений (активные, пассивные и др.);
• индивидуализация темпа речи и движений;
• оптимальная амплитуда движений;
• индивидуализация силовой нагрузки;
• дыхательные упражнения;
• позитивный эмоциональный фактор.
Целенаправленная совместная работа учителя – логопеда, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя по коррекции тяжелых нарушений речи с использованием элементов фитбол – гимнастики позволила достичь следующих результатов:
• Уникальное сочетание дыхательных, звукоречевых, физических, музыкально-ритмических упражнений на мячах – фитболах способствует автоматизации, дифференциации нарушенных звуков у воспитанников с ТНР.
• Использование дыхательных упражнений, приемов кинезиологии и просодики способствуют формированию правильного речевого дыхания, увеличению жизненной ёмкости легких, что особенно важно для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.
• Систематическое применение элементов фитбол – гимнастики гармонично тренирует основные группы мышц, что способствует профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата.
• Выполнение упражнений на фитбол – мячах тренируют вестибулярный аппарата, развивают координацию движений, статическое и динамическое равновесие и другие физические качества: ловкость, силу, выносливость, скорость.
• Благодаря фитбол – гимнастике формируется устойчивая мотивация к занятиям, повышается эмоциональный фон, вызывая положительный настрой на здоровый образ жизни.
Таким образом, использование элементов фитбол – гимнастики является эффективной современной интегративной технологией для коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.