Юлия Пивоварова
Конструирование как вклад в развитие интеллектуальных и креативных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Юлия Пивоварова
На современном рынке производства всегда была необходимость в профессиях, требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами. Сегодня важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления. По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева начинать готовить будущих инженеров надо уже в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Данную стратегию обучения и развития в нашем детском саду мы реализуем в образовательной среде с помощью конструктивной деятельности.
Публикация «Конструирование как вклад в развитие интеллектуальных и креативных способностей детей» размещена в разделах
Конструирование – это эффективное средство, которое активизирует поисковую деятельность детей, развивает образное мышление.
Конструирование позволяет нам в детском саду организовать интеграцию образовательных областей. В познавательном развитии - развивать техническое конструирование; в речевом развитии – использовать конструкторы в формировании фонематического слуха (выбрать детали, названия которых начинаются с заданного звука, словообразования, связной речи; в художественно-эстетическом развитии – развивать творческое конструирование; в физическом развитии – развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику рук; в социально-коммуникативном – развивать трудолюбие, самостоятельность, инициативу, умение взаимодействовать со сверстниками.
Конструирование тесным образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятии формы и габаритов объекта пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи. Конструируя, наши мальчики и девочки общаются между собой, объясняют свои замыслы. Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т. д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.
В нашем детском саду развивать интерес дошкольников к познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности позволяет использование конструкторов, в том числе LEGO.
Основная задача педагога в раннем возрасте – пробуждать интерес к конструированию путем создания простейших конструкций, знакомить с материалом, цветами, формой, величиной предметов. Поэтому осваивать конструктор мы начинается со второй группы раннего возраста. Занятия проводим по подгруппам (4-5 детей) в совместной деятельности детей с педагогом или самостоятельной деятельности детей в более старшем возрасте.
Вначале ребятки конструируют по образцу, затем по условиям. Воспитатель предлагает маленьким детям простые сюжеты для игры. Это служит мотивом для создания несложных конструкций. Наши малыши строят из строительного материала скамеечки, столы, стулья, кроватки для кукол, домики для животных или гаражи для машин. Инициатива исходит от взрослого, а дети выполняют задания и некоторые ее указания.
В младшем дошкольном возрасте мы продолжаем приобщать ребяток к конструированию, где основная образовательная задача: применять полученные знания в самостоятельной деятельности, анализировать окружающие объекты, комбинировать знакомые детали. В группе воспитатель продолжает знакомить детей со свойствами основных деталей, формирует понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», учит овладевать двумя способами решения простейших конструктивных задач (заменять меньшие детали на большие, пристраивать и надстраивать, используя те же детали). Дети создают простые конструкции, строят из строительного материала короткие и длинные дорожки, низкие и высокие заборчики, башенки, широкие и узкие ворота для своих игрушек. На первых порах наши ребята строили по простейшим чертежа и наглядным схемам, используя образец. Сейчас, когда они освоили этот действие, придумывают и комбинируют свои варианты различных построек (по замыслу, а некоторые строят по памяти. Каждое занятие заканчивается играми, чтением стихов, потешек.
Также в нашем детском саду есть программа дополнительного образования по конструированию «В стране LEGO» для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся систематически по подгруппам один раз в неделю в специально отведенное время.
Начиная с пятилетнего возраста, мы вводим в конструктивную деятельность детей конструкторы LEGO, такие как LEGO education «Моя первая история», Лего «Первые механизмы», Лего «Первые механизмы», «Математический поезд» LEGO education, «Городская жизнь» LEGO education. Дети узнают назначение основных деталей, осваивают простейшие основы механики, виды конструкций, технологическую последовательность изготовления.
Так, старшие дошкольники составляют постепенно усложняющиеся конструкции, учатся составлять рассказы (истории). В подготовительной группе мы записываем на видео истории, придуманные детьми. Затем смотрим и анализируем всей группой, выявляем достоинства и ошибки. На занятиях дети самостоятельно и творчески создают конструкции, соответствующие условиям, которые они сами выдвигают. При этом они руководствуются собственными интересами и потребностями, овладевают деятельностью высокого уровня, которая демонстрирует развитие умственных способностей, речевых навыков, образного мышления, воображения, творчества, инициативы, художественно-эстетического вкуса, физических качеств.
Таким образом, в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Кроме того, в стенах детского сада дети учатся конструктивному взаимодействию со сверстниками.
Использование Лего-конструирования в детском саду приобщает дошкольников к детскому научно-техническому творчеству. В процессе такого вида деятельности ребенок приобщается к основам технического конструирования, у него развивается творческая активность и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям. Кроме того. Развивается интерес к моделированию и конструированию. Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО.