Анастасия Кожаева
Константин Дмитриевич Ушинский о природе в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Константин Дмитриевич Ушинский о природе в воспитании детей дошкольного возраста
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
Публикация «Константин Дмитриевич Ушинский о природе в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Ушинский К.Д.
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Источник доброты, красоты, здоровья, познания – это всё природа. Наблюдая за ней, нам открывается удивительный мир, находим ответы на множество вопросов: «как он устроен?», «из чего состоит?», «почему происходит именно так?», «что будет, если?». Взаимодействуя с природой, мы испытываем разнообразные чувства, начиная от страха, удивления, заканчивая восторгом и радость. Русский педагог основоположник научной педагогики в России – Константин Дмитриевич Ушинский, посмотрел на изучении природы со стороны педагогики «Почему мы не можем использовать изучение природы в образовательных целях?». К. Д. Ушинский внес большой вклад в педагогическую систему первоначального обучения детей, а также в основы естествознания дошкольников.
«Для воспитания детей редко прибегают к воздействию природы, взаимоотношение души с природой» - считает К. Д. Ушинский.
Обучение детей знаниям о природе можно начинать с самого раннего возраста, причиной является наглядность предмета изучения. «Прежде созерцать, чем думать» - так размышлял К. Д. Ушинский, то есть, ребенок должен видеть мир вокруг себя, чувствовать его, только после этого он способен начать думать.
Внимание к окружающим предметам и явлениям развивают наблюдательность, ум, логику. Поэтому К. Д. Ушинский считает, что развитие ума лучше осуществлять через естествознание, обучение в этом случае может выходить за рамки программы, расширять кругозор и формировать знания о природе.
«…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», - пишет он. «Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». На основе этого К. Д. Ушинский выделяет главную задачу чтения и рассказывания о природе - научить ребенка к логическому мышлению.
Чтобы донести до детского ума знания о природе нужно давать их на детском языке, понятным их логике, от самого близкого и понятного к ребенку и более далекому и сложному для него материалу. Константин Дмитриевич Ушинский говорит о системности первоначальных знаний: "…Рассмотрев с детьми какой-нибудь предмет, не должно, переходя к другому предмету, оставлять тот, который уже рассмотрен… Идя все дальше и дальше, не оставлять то, что уже приобрели… Приучать дитя рассуждать… живыми и верными образами — значит положить прочные основания его логике… Вот на каком основании было предпочитаемо систематическое изложение природных явлений и всякого рода наглядных предметов".
К. Д. Ушинский выделяет наблюдательность, одним из важнейших качеств ума - «Наблюдательность – способность видеть предмет во всех его качествах, свойствах и отношениях». Считал, что развивать её, это одна из важных задач первоначального обучения.
Кроме наглядного обучения для развития наблюдательности необходимо изложение материала последовательно, в системе. Прежде всего Константин Дмитриевич напоминает – «Наблюдение должно быть живым, интересных, затрагивать не только ум, но и душу ребенка, а не состоять из одних фактов и расспрашивания. Предложение К. Д. Ушинского приучать детей объяснять предмет, перечислять его признаки, соблюдая последовательность: каким цветом? Из какого материала? Его размер? И т. д. Роль педагога в наблюдении помочь ребенку перейти от простых признаков к менее видимым, рассказать о том, как это влияет на жизнь человека. Научить сравнивать предметы, определять их сходства и различия. К. Д. Ушинский считал - «Всякое восприятие предмета включает сравнение и, только благодаря способности сравнивать и отличать, мы воспринимаем бесконечное разнообразие предметов окружающего мира»
На этапах первоначального обучения К. Д. Ушинский в своей книге «Родное слово» знакомит детей младшего дошкольного возраста с растениями, животными, неживой природой, явлениями общественной жизни.
«Я думаю, что не с курьезами и диковинками науки должно, знакомить дитя, а напротив - приучить находить занимательное в том, что беспрестанно и повсюду окружает…». Поэтому знакомство ребенка начинается с того, что более доступно, то, что он мог сам видеть – домашние и дикие животные. Позже вводит различие на птиц и животных, способ питания, место обитания. Отдельной главой изучения является подводный мир, насекомые, пресмыкающиеся. После начинает знакомить с растениями знакомыми ребенку, которые он может увидеть на прогулке.
Детей знакомят с сельскохозяйственными культурами, здесь идёт развития в разных областях, прививается любовь к родине, трудолюбие, нравственное воспитание. Константин Дмитриевич писал «Через природу дети познают труд взрослых, трудятся сами, учатся работать в коллективе и на его благо».
Чтобы перейти к более крупным группировкам (люди, животные, растения, минералы) К. Д. Ушинский предлагает обратится к неживой природе, познакомить детей с землей, камнями, драгоценными материалами.
«Основание для порядка: первое отделение – место, второе – время.» Указывает К. Д. Ушинский во второй части книги «Родного слова», представляет в системе.
В первом отделе предметы расположены по месту их нахождения, "все более расширяющимися кругами; центром круга является ученик и его класс".
Определяется время как основание для "порядка" во втором отделе, К. Д. Ушинский насыщает событиями целый детский год. При этом он использует и "природу со всеми годовыми переменами", труд людей, события из детской жизни и т. д. Однако этот материал К. Д. Ушинский в значительной степени насыщает религиозным содержанием.
Однако Ушинский не считал, что природа должна быть единственным средством воспитания детей. Он подчеркивал важность развития личности ребенка в целом, включая его умственные, физические и духовные качества.
Таким образом, Константин Дмитриевич Ушинский считал, что природа играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Он рекомендовал использовать природу как средство обучения и развития ребенка, а также как средство для развития его эмоциональной сферы.