Ксения Осипова
Коммуникативные умения как залог успешной социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Осипова Ксения Владимировна
воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Коммуникативные умения как залог успешной социализации дошкольников
Дошкольный возраст - неповторимый и уникальный период жизни каждого человека. Именно в этом возрасте происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Социализация детей – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем в песочнице и во дворе с другими детьми, затем в детском саду и продолжается в школе.
Публикация «Коммуникативные умения как залог успешной социализации дошкольников» размещена в разделах
Необходимость формирования и развития коммуникативных умений дошкольников определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных умений, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему потенциальную возможность успешного освоения школьной программы, социализации в обществе и личностного развития в целом. Об этом свидетельствуют различные педагогические исследования (М. М. Алексеевой, С. В. Проняевой, О. С. Ушаковой, Л. В. Чернецкой, В. И. Яшиной и др.).
Важность формирования коммуникативных умений отмечается также и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – основном документе, регламентирующем организацию дошкольного образования в Российской Федерации. Актуальность исследования проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста обусловлена содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», которая направлена на освоение детьми первоначальных представлений социального характера и овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми [1].
Сегодня тему развития коммуникативных умений можно считать особенно актуальной, так как в настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает особую настороженность в связи с заменой живого общения и игровой деятельности телевизором, компьютером, компьютерными играми и прочими устройствами. Взаимодействие и только живое человеческое общение обогащает жизнедеятельность ребенка. Уже в раннем детстве формируются навыки общения, в старшем дошкольном возрасте они дополняются и закрепляются.
Коммуникативные умения у дошкольников, по словам Л. Г. Соловьевой, формируются средствами групповой работы. При развитии коммуникативных умений следует создавать благоприятные условия: свободная, непринужденная обстановка, которая содействует детской коммуникации. [2]
Проанализировав литературу по вопросу определения понятия «коммуникативные умения», мы взяли за основу мнение
О. Н. Сомковой, где коммуникативные умения подразумеваются в умении общаться и посредством общения решать игровые, познавательные и творческие задачи. Она выделяла следующие компоненты:
1. Речевые умения: слушать собеседника и правильно понимать его мысль, формулировать в ответ свое суждение;
2. Невербальные умения: уместное использование мимики, жестов, поз, умение понимать эмоции собеседника;
3. Правила речевого этикета. Умение строить отношения с людьми, находить определенный подход к конкретному человеку необходимо каждому. [7]
Л. А. Петровская считает, что успех ребенка в социальной среде, эффективное общение со взрослыми и сверстниками, как результат, успех в учебном процессе напрямую связан с формированием коммуникативных умений. [5]
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (М. И. Лисина, А. В. Запорожец, влияют на общий уровень его деятельности
(Д. Б. Эльконин, З. Н. Богусловская).
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребёнка к обучению в школе (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешной учебной деятельности, важным направлением социально-личностного развития. [3]
Учитывая вышесказанное, к моменту поступления в 1 класс у ребенка уже должны быть сформированы умения находить способы взаимодействия с коллективом.
Очень важно уделить социализации ребенка достаточное внимание и не затягивать начало этого процесса. Общение детей со сверстниками должно начинаться как можно раньше, чтобы впоследствии ребенок не испытывал дискомфорта и неловкости при общении с другими детьми.
Но социализация дошкольника предполагает под собой взаимодействие не только со сверстниками, но и со взрослыми. Так же как педагог должен найти подход к каждому ребенку, так и ребенок в свою очередь должен быть готов к этому. Взрослые люди, помимо родных, не должны пугать или смущать дошкольника. Ребенок должен обладать умением выстраивать отношения ними. Для этого необходимы базовые знания этикета, норм общества в целом, то есть на достаточно высоком уровне сформированные коммуникативные умения.
По мере взросления малыша ему предстоит все чаще сталкиваться с малознакомыми взрослыми. Поэтому умение «наладить контакт» не только со сверстниками, но и со взрослыми является важным компонентом успешной социализации дошкольника.
Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка.
Рассмотрим критерии, предложенные M.Г. Маркиной, по которым мы можем определить сформированность коммуникативных умений дошкольника. Среди них:
1. Способность к конструктивному общению:
- умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;
- умение находить противоречия и слабые места в аргументах партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;
- способность переводить свою собственную мысль в форму логически связного обобщающего суждения, доступного для восприятия других.
2. Адекватность ориентации в коммуникативном пространстве:
- умение конструировать образ «Я» на основе координации собственных и чужих представлений о себе;
- умение создать «партнерский образ» общения;
- способность адекватно воспринимать суть конкретного взаимодействия.
3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:
- умение найти тему и спланировать ход предстоящего общения;
- умение проектировать адекватные средства коммуникации и применять их на практике;
- способность избегать возможных конфликтов в общении и связанных с ними эмоциональных и психологических стрессов. [6]
Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка, его социализации. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. [4]
Подводя итог, можно сказать, что коммуникативные умения являются необходимым условием успешной социализации личности.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. – 29 с.
2. Амет Уста З., Сапон Н. Коммуникативные умения старшего дошкольника: актуальность проблемы, педагогические условия/ Амет Уста З., Сапон Н. //Современные инновации, 2019. - с. 1-4
3. Вахобжонова З. Б. Изучение состояния коммуникативных умений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях образовательной интеграции / З. Б. Вахобжонова // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления», 2013. – с. 5-9
4. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012
5. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетенции в общении [Текст]: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - М. : МГУ, 1990.
6. Проблема формирования коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе, 2021 – URL: http://www.zelgo.ru/mpibos-164-5.html (3.02.2021)
7. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М., 2005.