Ольга Лыгина
Комплексное использование игровых педагогических технологий в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе воспитания и обучения широко используются игровые технологии, которые занимают важное место в образовательном процессе и способствуют гармоничному развитию воспитанников. Однако зачастую педагоги не знают, какие игры помогут ребенку раскрыть свой внутренний потенциал, одаренность в познавательном развитии.
Публикация «Комплексное использование игровых педагогических технологий в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли И. Е. Берлянд, Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, И. Б. Первин, В. К. Дьяченко и др. При этом теоретическое обоснование и методическое обеспечение использование игровых технологий в учебном процессе дошкольников представлено лишь фрагментарно, отсутствует целостное представление и применение в полном объеме в современном дошкольном образовании.
Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. В этот возрастной период, в виду расширения опыта детей, происходит смена содержания и тематики игр, они наполняются новыми смыслами. Произвольное внимание сохраняет неустойчивость, хотя, в сравнении с младшим дошкольным возрастом, это случается уже реже. По мнению В. С Мухиной, если для привлечения внимания младших дошкольников важна сила и яркость раздражителя, т. е. его качество, то для ребенка старшего дошкольного возраста все большее значение играет соответствие их прошлого опыта и внутреннего состояния объекту внимания. Умение старшего дошкольника внимательно рассматривать предмет развивает у него новое качество – управляемое восприятие. Обследование предметов, проводимое старшим дошкольником, имеет характер эксперимента. К этому этапу развития дети уже освоили общепринятые этанолы: яблоко – как шар, трава – зеленая, крыша дома – треугольная, а карандаш и палка – деревянные и пр. Они могут, как воспринимать то, что изображено на картинке, так и схватывать внутреннюю характеристику образа.
Как отмечает В. Г. Каменская, у детей старшего дошкольного возраста восприятие фольклора и художественной литературы становится самоценным и отдельным видом деятельности. Анализ демонстрирует, что прослушивание, обсуждение и постановка литературных произведений, т. е. работа с ними, развивает детское мышление, оказывает влияние на формирование чувства собственного достоинства, содействуя решению задач воспитания, развитию эмоциональной отзывчивости. Комплексное воздействие приводит к поэтапному принятию на мотивационном уровне детьми норм морали.
Для детей старшего дошкольного возраста главным в труде является возможность быть полезным или помочь кому-то. Ребенок активно обращается к использованию возможности планировать свою трудовую деятельность заранее. Он способен дать верную оценку своей работе, однако, заметить он может лишь грубые ошибки. Для данного возраста характерно знание достаточно большого числа профессий (от 4 до 15) и необходимых для них орудий труда. Старшие дошкольники уже способны воспринимать труд как обязанность, однако, лишь в привычных и регулярных условиях, в тех случаях, когда взрослые могут добиться автоматизма этих действий.
Таким образом, старший дошкольный возраст – это период развития ребенка от 5 до 7 лет, оканчивающийся началом школьного обучения. В этом возрастном отрезке формируется база для произвольного поведения. Расширяющийся жизненный опыт позволяет обеспечить смену тематики игр, углубление сюжетных линий. Все познавательные процессы переживают свое развитие, обеспечивая готовность ребенка к приближающемуся школьному обучению.
Вместе с тем разработку проблематики игр начал еще великий педагог Я. А. Коменский. Он считал, что игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь, формируются благоприятные взаимоотношения.
Еще в начале ХІХ в. немецкий психолог К. Гросс, который первый попытался систематизировать исследования игры, назвал ее «начальной школой поведения». Согласно его мнению, каким бы фактором (внутренним, либо внешним) не мотивировалась бы игра, ее смысл – это выступить для ребенка школой жизни.
Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе происходит рост интереса ученых (в первую очередь педагогов и психологов) к игре, как воспитательному средству. Современная научная мысль считает, что место игре есть во всех периодах человеческой жизни, и что она не является возрастным признаком, что игра – это важная форма жизнедеятельности человека. Вся его жизнь связана с игрой, претерпевают изменениям только мотивы игры, формы ее проведения, а также степень проявления эмоций и чувств.
Игра – это многогранное явление, которое обеспечивает обязательные условия для отдыха, развития и познания нового. Детство вне игры и без игры – это аномалия. В детском возрасте игра – это ведущий вид деятельности, посредством нее дети скорее знакомятся с окружающим миром, нормами и правилами общения с окружающими людьми, проще усваивают привычки и навыки культурного поведения. В ходе игры ребенок проверяет свои ловкость и силу, формирует желание фантазировать, развивает стремление к чему-то прекрасному и интерес к открытиям.
В игровой деятельности находят отражение и развитие креативные способности, фантазия и воображение, что содействует формированию и развитию художественного творчества.
Игра является образным и деятельным отражением жизни. Игра возникает из труда и подготавливает подрастающее поколение к трудовой деятельности, а также к активному осознанию окружающей ребенка действительности. Необходимо воспринимать игру как вид деятельности, которая происходит в условиях ситуации, направленной на усвоение и воспроизведение общественного опыта, в ходе которого вырабатывается и совершенствуется самоуправление поведением.
У игры можно выделить следующие функции:
- функция развлечения, т. е. доставление удовольствия и пробуждение интереса;
- функция коммуникации, т. е. усвоение норм поведения;
- функция самореализации, т. е. помощь при самоопределении;
- функция терапевтическая, т. е. преодоление трудностей, возникающих в иных видах деятельности.
- функция диагностики, т. е. установление отклонений от поведенческой нормы;
- функция коррекции, т. е. внесение позитивных изменений в структуры личности;
- функция социализации, т. е. вовлечение в систему отношений в обществе.
Структура развитой игровой деятельности содержит в себе нижеследующие базовые компоненты :
- побудительный компонент – потребности, мотивы, стремления и интересы, которые обуславливают желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный компонент, обуславливающий выбор способов и средств игровой деятельности;
- исполнительский компонент – операции и действия, которые дают возможность претворить в жизнь цель игры;
- контрольно-оценочный компонент, стимулирующий и корректирующий активность игровой деятельности.
В своих трудах А. С. Макаренко рассматривал игру в качестве мощного средства воспитания коллективизма, воли и развития практических навыков. По его мнению, игры детей так же важны как для детского развития, так и для взрослого. Тем не менее, им отмечалось, что лишь та игра будет педагогически ценной, в которой дети будут активно действовать, мыслить, выстраивать, моделировать и комбинировать человеческие взаимоотношения.
Выдающийся отечественный психолог Д. Б. Эльконин обращал особое внимание на социальную природу игры. Им отмечалось, что сама сущность игры детей заключается в воплощении на практике устремления ребенка к тому, чтобы быть «как взрослый». Д. Б. Элькониным были выделены нижеследующие этапы развития игры детей :
- предметная игра (до 3-х лет,
- ролевая игра (3-7 лет,
- игра с правилами.
В ходе анализа игры, Д. Б. Эльконин выделил единицу игры как – роль, которую на себя принимает играющий. Так же к специфичным признакам игры относится игровое действие, т. е. то, что конкретно происходит в определенных временных и пространственных границах по добровольно установленным правилам.
Игровое правило является еще одним, значимым компонентом игры. Игровое действие, происходящее в конкретной воображаемой ситуации – это образная трансформация реальности, в которой личность, скрывшаяся за маской, «отыгрывает» другую роль. Для игр свойственна свобода, а также переход за границы «настоящей жизни».
Игра является общепризнанным методом воспитания и обучения. Ее ценность состоит в том, что в ходе игровой деятельности функции образования, развития и воспитания тесно взаимосвязаны и находятся во взаимодействии друг с другом.
Учеными игра исследуется как:
- специфическое отношение личности к окружающему ее миру;
- специфическая деятельность играющего, которая изменяется и разворачивается в качестве его субъектной деятельности;
- заданный социумом и усвоенный играющими вид деятельности (либо отношение к миру);
- деятельность, которая обеспечивает развитие психики;
- социально-педагогическая форма организации обучения.
Верно построенная, увлекательная дидактическая игра способна обогатить процесс мышления индивидуальными чувствами, развить саморегуляцию, а также сформировать у ребенка волевые качества.
В ходе развития игры дети проходят через элементарные и простые сюжеты к сложным, придуманным ими самими сюжетам, которые охватывают практически все сферы действительности. Они обучаются играть не рядом с остальными детьми, а совместно с ними, отказываться от многочисленных атрибутов игры, усваивают правила игры, а также начинают им следовать, насколько неудобными и трудными для детей они бы не являлись. Наряду с этим игра рассматривается как однородная деятельность, которая у дошкольников имеет единственную форму выражения.
Задача педагога – помочь ребенку выбрать из массы жизненных переживаний и впечатлений самые яркие, которые смогут послужить сюжетом для игры. Опыт показывает, что единственным способом управления игрой может служить создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение, чувства детей. Для того чтобы игра получилась интересной, содержательной, недостаточно того, чтобы дети увидели, как, например, плавают корабли. Если игра сводится к простому копированию действий взрослых, то не произойдет осознания труда, не будет дан выход эмоциям и чувствам детей.
С точки зрения современной гуманитарной науки роль игры постоянно возрастает, она становится обладателем статуса естественнонаучного средства развития культуры, в частности личностной рефлексии. Это вызвано переосмыслением роли символических форм жизни (игры, искусства, художественных переживаний, фантазий, и формированием ценностей свободы в самых различных ее проявлениях.
Кроме кратковременного эффекта в виде детской радости и сиюминутного удовольствия, свободная сюжетная игра имеет также и долговременный эффект – влияет на развитие способности к воображению и образному мышлению, помогает формировать навыки взаимодействия со сверстниками.
Отказ от игры в дошкольном возрасте весьма отрицательно сказывается на личностном и общем психологическом развитии ребенка. На всем своем протяжении дошкольный возраст выступает решающим и уникальным этапом в детском развитии, когда зарождаются основы личности, формируются произвольное поведение и воля, происходит процесс интенсивного развития воображения, творчества, общей инициативности. Но все данные качества развиваются не во время учебных занятий, а во время основной и ведущей деятельности дошкольного возраста – в процессе игры. Вся масса психологических новообразований, необходимых детям на протяжении всей их последующей жизни, в учебе, общении, творчестве, проистекают из детской игры. Именно поэтому педагоги достаточно давно заметили, что, каков ребенок во время игры, таким в высокой мере он будет и в дальнейшей жизни.
Значительный вклад в последующую разработку теорий игровой деятельности был внесен трудами последнего времени, согласно которым игры детей дошкольного возраста изучались в свете:
- взаимодействия происходящего в ходе в игры в объединениях детей (И. И. Фришман);
- места ролевых игр в процессе учения и воспитания (О. Л. Лившиц);
- использования игры как метода эстетического и нравственного воспитания (Л. А. Трапезников);
- обращения к игре как условию формирования у воспитанников творческих возможностей (Н. В. Козлова);
- применения в музыкальном образовании художественно-творческой игры (Н. А. Терентьева).
Таким образом, мы понимаем игру как вид непродуктивной деятельности, который имеет действия и который ограничен правилами, направленными на создание, развитие и поддержание процесса в установленных пределах. Игра является отличающимся своеобразием, которое свойственно дошкольникам, путем овладения опытом общества, а также отражением жизни. Игра необходима для всестороннего развития каждого человека, именно в процессе игры реально приобретаются новые навыки, именно игра помогает испробовать новые пути взаимодействия с окружающими людьми, которые в дальнейшем можно использовать уже и в жизни.