Наталья Антипова
Музыка как средство воспитания. Как слушать музыку
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся слушать и понимать музыку»
Музыка, как средство воспитания.
«Человек, слушающий музыку, не может не ощущать своей связи с целым миром» говорил Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Музыка во всех своих формах, начиная от песни и марша и кончая оперой и симфонией, является очень действенным средством воспитания.
Публикация «Музыка как средство воспитания, Как слушать музыку» размещена в разделах
Всем ли доступно наслаждение музыкой? Не требуется ли для этого каких-то особых музыкальных способностей?
Понимание музыки и наслаждение ею, доступно, разумеется, каждому.
Но один человек хорошо запоминает мелодию и даже может её повторить голосом или «подобрать» на каком-нибудь музыкальном инструменте, а другой не обладает такими способностями. Однако и на него музыка может
действовать положительно: воодушевить, взволновать или успокоить.
Так как же уметь слушать музыку?
Никакого особого способа слушания музыки не существует! И всё же это не исключает того, что музыку надо действительно УМЕТЬ СЛУШАТЬ.
Чтобы услышать все богатства, заключённые в музыкальном произведении, чтобы понять содержание услышанного и суметь оценить его форму, надо обладать навыками слушания музыки.
Многие считают музыку (особенно инструментальную, не связанную с текстом) недостаточно понятным искусством. Она как будто не располагает такими возможностями конкретного отражения эпохи, как, например, литература или художественное полотно.
Рассматривая произведение художника, мы можем определить и эпоху, когда оно возникло, и национальную школу, к которой принадлежит художник. Разобравшись в идее произведения, мы можем составить представление о мировоззрении художника.
В литературном произведении приметы исторической эпохи, национальной школы и мировоззрения автора выступают ещё более откровенно.
А музыка? Обладает ли она исторической и национальной конкретностью?
Конечно, да! Даже неискушённый в музыке человек легко отличит русскую песню от песни негритянской или испанской.
Литература и живопись обладают исторической и национальной определённостью, а также вещественной, предметной конкретностью.
Связь этих искусств с жизнью не требует особых доказательств.
Музыка же, в большинстве случаев не имеет подобной вещественной конкретности. Это вызывает у многих представление о музыке как о «зашифрованном» искусстве, которое по самой своей природе неопределённо, даже абстрактно.
Действительно, в музыке труднее, чем в литературе и живописи, проследить связь между каким-либо явлением и жизнью.
Но такая связь не только существует, - она обязательна для музыки.
Выражая по-своему мысли и чувства людей, музыка, как бы обладает своей конкретностью.
Для того чтобы в этом убедиться необходимо ответить на некоторые вопросы:
Какими «преимуществами» обладает музыка по сравнению с другими видами искусства?
Имеет ли музыка подобно им «живую» натуру?
У каждого искусства есть свои «преимущества».
Живопись обладает непостижимой для других видов искусства НАГЛЯДНОСТЬЮ.
Литература имеет преимущество ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО
показа любых фактов и явлений жизни.
Музыка не в состоянии изобразить предмет или событие так, как это могут литература или живопись.
Музыка существует как особый вид искусства в силу того, что и у неё есть свои «преимущества».
В чём же они заключаются?
Неисчерпаемый мир человеческих переживаний, так называемая сфера человеческой жизни, тончайшие оттенки настроений, столкновение и борьба противоречивых чувств могут быть в музыке выражены более непосредственно, чем в литературной прозе. При восприятии музыки нет необходимости опираться на словесно выраженные понятия и представления.
Например, послушаем несколько мелодий грустного характера. Любую из них можно кратко определить словом «грустная». Но каждая из них по-своему неповторима. Можно составить огромную концертную программу из одних только грустных песен. И мелодия каждой из них будет иметь свой особенный музыкальный облик, отличающий её от других грустных мелодий. Наш слух легко определит и запомнит эти различные выражения грусти. Если мы попробуем словами охарактеризовать оттенки настроения
этих мелодий, то убедимся, что это чрезвычайно трудно.
Не случайно про музыку говорят, что она начинается там, где кончаются слова.
Вот мы и сделали первый шаг для понимания музыки, если подумать, это оказывается не очень сложно.
Между тем, следует подчеркнуть, что содержание музыкального искусства
ни в коей мере не исчерпывается сферой только так называемых эмоциональных переживаний человека. В человеческой деятельности чувства и мысли составляют неразрывное единство. Поэтому взгляд на музыку, как на «язык настроения» является односторонним.
Именно музыка обладает удивительными возможностями для выражения всех тонкостей, так называемых, душевных процессов и процессов духовной жизни, надо только внимательно прислушаться не только к музыке, но и к себе.
Не только в вокальной текстовой музыке (песня, романс, опера, но и в инструментальной, мы встречаем весьма конкретные образы и идеи, относящиеся к самым различным сторонам жизни человека: картины природы, образы жизни и смерти, героическую борьбу, грёзы, мечтания, тревожные предчувствия, сцены народного веселья, сражения, радость, гнев, ласку, грацию и т. д.
И всё же, многое станет более убедительным, если знать, что же в окружающей нас жизни играет для музыки роль «живой натуры».
Каждое искусство имеет так называемую «живую натуру».
Живописец делает зарисовки пейзажей, человеческих лиц. В арсенале выразительных средств художника – линии, цвета, сочетания красок, перспектива, игра света и тени, отражения предметов в воде и т. д.
Великие писатели «списывали» биографию, внешность и отдельные черты характера своего героя с кого-нибудь из своих знакомых.
Большинство литераторов - не расстаётся с записной книжкой, куда заносят путевые впечатления, отдельные эпизоды жизни, бытовые сцены, обороты речи, мысли по поводу увиденного или услышанного.
Особый язык жестов, мимики, движений, которыми пользуется танцевальное искусство, тоже имеет свою основу в повседневной жизни человека.
Наблюдается ли аналогичное явление в музыке или она составляет исключение среди других искусств?
Для музыки искать «живую натуру» будет естественным среди звучащих явлений жизни. Известны многие примеры изображения в музыке морского прибоя, пения птиц, горного эха, бегущего поезда. Однако музыка не воспроизводит их подлинного звучания, а только вызывает ассоциации, подсказывающие нашему воображению то или иное явление.
Например, в музыкальном произведении, передающем движение поезда, самого поезда нет. О нём напоминает нам в первую очередь характерный ритм. Таким образом, слушая музыку, можно услышать сочетание звуков разных по высоте, продолжительности, ритму, тембру, регистру и т. д.
Может быть, достаточно зафиксировать эти элементы, дать им математически точное выражение и возникнет музыка? Нет! Для этого набора не хватает самого главного – мелодии, без которой музыка не живёт!
А теперь, немного прислушиваясь к себе, повнимательнее прислушаемся к звучащей вокруг нас музыке и постараемся понять, о чём она нам рассказывает. Удачи!