Керимли Зиба
Консультация для родителей «Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду. Виды адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
КАК ОБЛЕГЧИТЬ РЕБЕНКУ ПРИВЫКАНИЕ К ДЕТСКОМУ САДУ И КАКИЕ ВИДЫ АДАПТАЦИИ ЕМУ ПРЕДСТОИТ ПРОЙТИ?
Среди мам модно говорить о том, что нужно позволять детям развиваться в собственном темпе, не загоняя их в стандарты. В этом есть рациональное зерно, но когда возникает проблема адаптации ребенка в детском саду, важно подумать о том, что должен обязательно знать и уметь малыш, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе сверстников. Именно мама как самый близкий человек может и должна обеспечить необходимую психологическую и физическую подготовку начинающему дошкольнику, помочь ему освоиться в первом серьезном коллективе.
Публикация «Консультация для родителей „Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду, Виды адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ
Если ребенок за считаные дни привыкает к детскому саду, с радостью идет туда утром и спокойно остается на целый день — это скорее счастливое исключение, чем норма.
В той или иной степени, стресс адаптационного периода переживает каждый малыш.
Легкость привыкания зависит от множества факторов, среди которых:
Возраст ребенка. Психологи считают, что 3 года — оптимальный возраст для поступления в ДОУ, он соответствует младшей группе. В это время малыш уже готов выдержать недолгое расставание с мамой и расширить сферу своей самостоятельности.
Состояние здоровья. Здесь важны как сильный иммунитет, так и психическая уравновешенность. Нервный малыш будет остро реагировать на незнакомую среду и даже может начать чаще болеть на этой почве.
Навыки социального общения. Наличие братьев или сестер — залог успешного установления контакта ребенка с членами нового коллектива. Если малыш в семье один, нужно почаще давать ему возможность поиграть с другими детьми на площадке или в гостях. Дома полезно практиковать сюжетно-ролевые игры.
Степень физической и эмоциональной подготовки ребенка. Если кроха умеет самостоятельно кушать, ходить на горшок, производит несложные операции с одеждой и обувью, и к тому же хорошо представляет, чего ожидать от садика, адаптация проходит легче.
Профессионализм воспитателя. В данном случае этот термин подразумевает умение найти подход и установить контакт с ребенком. Воспитатель для малыша — это человек, заменяющий на время пребывания в саду маму, поэтому их обоюдная симпатия или антипатия может стать определяющим фактором успешности адаптации, перекрывающим все остальные. Особенно это важно для детей раннего возраста.
Постарайтесь узнать побольше о будущем воспитателе, изучите отзывы других родителей. Познакомьтесь с ним и расскажите о характере и привычках вашего малыша.
КАК ПРОХОДИТ АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ, ЕЕ ВИДЫ
Помимо перечисленных факторов большую роль в процессе привыкания к садику играют индивидуальные особенности ребенка. Специалисты выделяют несколько видов адаптации к условиям детского сада в зависимости от ее продолжительности и сложности.
ЛЕГКАЯ
Большинство детей тратят на полную адаптацию не более месяца. В течение этого времени они могут иногда капризничать, терять аппетит, беспокойно спать, но постепенно их режим и поведение приходят в норму. Малыши быстро знакомятся с другими членами группы, привыкают к воспитателям и детсадовскому укладу, начиная воспринимать его как естественную часть своей жизни. Легкую адаптацию обеспечивает естественная способность человека запоминать детали новой обстановки, лица и голоса, если вся эта информация повторяется изо дня в день. Положительные эмоции от новых игр, интересных занятий, приятного общения подкрепляют и усиливают эффект. Новые воспоминания наслаиваются на предыдущие, приобретая общие черты и все прочнее закрепляясь в сознании. Детский сад становится вторым домом, где ребенок чувствует себя защищенным, где ему спокойно и хорошо.
СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ
Сила привычки действует безотказно при условии регулярности посещения сада. Но некоторым детям нужно больше времени, чтобы принять новые условия существования. Это может быть связано с ранним возрастом или любым другим фактором, влияющим на адаптацию, из перечисленных выше. Например, если ребенок начинает пропускать детский сад по болезни, перестает действовать механизм естественного запоминания. А если малышу трудно найти общий язык с другими детками, задерживается процесс его социализации, что создает ощущение дискомфорта. Детям, которые до садика не умели кушать или ходить в туалет самостоятельно, приходится подтягивать уровень этих навыков до среднего по группе. Все эти трудности преодолимы, и за 1,5–2 месяца ребенок все-таки привыкает к новым условиям. Он принимает их и расстается с мамой по утрам, может быть, и не очень охотно, но без слез.
ТЯЖЕЛАЯ
Первые два вида адаптации считаются нормальными и протекают с типичными признаками. Случаи тяжелой адаптации выходят за пределы нормы и часто имеют индивидуальные черты. Продолжаться процесс может более 2 месяцев, иногда заставляя родителей вообще отказаться от посещения ДОУ их ребенком. По какой-то причине малыш отказывается принимать новую обстановку и окружение, и вместо механического привыкания у него развивается устойчивая неприязнь ко всему, что связано с детским садом. Такие дети могут устраивать истерики, отказываясь заходить в помещение группы, или, наоборот, замыкаться в себе, как бы отстраняясь от окружения. В этом случае воспитатель, скорее всего, посоветует родителям показать малыша специалисту, своевременная профессиональная помощь которого поможет избежать серьезных проблем в будущем. Случаи тяжелой адаптации отмечаются очень редко, и родители, как правило, заранее знают, что у их малыша могут возникнуть проблемы с садиком. В основном все детки успешно проходят это испытание, и наиболее частой причиной отказа от посещения ДОУ является повышенная подверженность инфекционным заболеваниям.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ?
В представлении взрослых детский сад — это спокойное место, где только едят, спят и играют. Любой школьник скажет, что он с радостью вернулся бы туда. Но для ребенка, который первые 2–3 года своей жизни провел дома с мамой, это совершенно незнакомый мир, другая реальность. Впервые человеку предстоит приспособиться к чужеродной среде, причем самостоятельно. Облегчить этот процесс можно и нужно. Задача родителя — сначала взять в руки себя (ведь мама тоже очень переживает, отдавая малыша в садик, а затем внимательно пройтись по перечисленным ниже пунктам, отмечая, какие действия следует предпринять.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема детского сада должна присутствовать в разговорах с малышом задолго до поступления в ДОУ. Причем информацию нужно подавать так, чтобы детсад не представлялся крохе райским местом, но вызывал в целом позитивные ожидания. Например, если малыш не хочет учиться обслуживать себя в туалете или одеваться, нужно напомнить ему, что в садике все эти умения очень пригодятся. А если мама устала скакать, играя с ребенком в подвижные игры, уместно пообещать ему, что в группе будет много ребят, с которыми можно бегать и прыгать хоть целый день. Пусть будущий дошкольник усвоит, что в садике к нему будут предъявляться повышенные требования, но зато там будет и много интересного, такого, чего нет дома.
Когда процесс адаптации уже запущен, контролировать собственные эмоции и разговаривать с ребенком становится еще важнее. Первый признак того, что все идет хорошо — малыш после садика возбужденно рассказывает обо всем, что его впечатлило. Необходимо внимательно его выслушать, задать вопросы, посмеяться вместе с ребенком или посочувствовать ему, дать совет. Дома нужно создать спокойную, расслабляющую обстановку, с пониманием и терпением отнестись к возможным капризам, быть готовым даже к вспышкам агрессии.
Бывает такое, что малыш почти ничего не рассказывает, и это настораживает родителей. Чтобы вытянуть из него какую-то информацию, психологи предлагают поиграть с ним в детский сад дома. Для этого понадобится несколько игрушек, изображающих ребят в группе. Воспитателя пусть назначит ребенок: им может оказаться большая кукла, например. Возможно, малыш захочет играть за воспитателя сам, а мама возьмет на себя роль детей. Такой прием позволит лучше понять, как ребенок чувствует себя в группе, насколько ему там комфортно.
ЭТО ВАЖНО!
Эмоциональный отдых ребенка от детского сада должен подразумевать не повышенную дозу мультфильмов и компьютерных игр, а общение с мамой, папой и другими близкими людьми в любом интересном формате.
БЫТОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ
Один из самых спорных вопросов, который начинает беспокоить молодых родителей чуть ли не с рождения первенца — что их ребенок должен уметь в своем возрасте. Требования садика в этом смысле носят рекомендательный характер, но чем самостоятельнее малыш, тем увереннее он себя чувствует, и тем выше его способность к адаптации.
Речь идет прежде всего о таких умениях, как:
пить из чашки и есть ложкой;
пользоваться носовым платком;
обслуживать себя в туалете (для ясельной группы — проситься на горшок);
снимать и надевать носки (колготки, переобуваться.
Чем больше видов одежды в состоянии снимать и надевать ребенок с минимальной помощью взрослого — тем лучше. Этот и все остальные бытовые навыки не только облегчают жизнь самому ребенку, но и располагают к нему воспитателя. Ведь чем меньше дети требуют индивидуального внимания, тем больше остается времени на прогулки, занятия и игры у всей группы.
Что касается когнитивных навыков, то наиболее важным на первых порах является речь. Родителям следует заранее побеспокоиться о том, чтобы ребенка понимали не только они сами, но и другие дети и взрослые. Это необходимо малышу, чтобы успешно налаживать контакты со сверстниками, уметь высказать воспитателю свою просьбу или жалобу, участвовать вместе со всеми в словесных играх.
ЭТО ВАЖНО! Наблюдая за своей двухлеткой в песочнице, старайтесь не ограничивать его контакты с другими детьми. Учите его знакомиться и договариваться об обмене игрушками.
Все больше родителей занимаются ранним развитием своих детей, и число «маленьких гениев» растет с каждым годом. Поэтому не стоит переживать, что в обществе сверстников малышу будет скучно, если он к 3–4 годам уже умеет читать и считать. Но именно о развитии навыков самообслуживания следует позаботиться в первую очередь при подготовке ребенка к детскому саду.
Многие родители с неприятным удивлением отмечают, что их ребенок, который много чего умел до садика, вдруг начинает вести себя «как маленький». Подобные признаки можно заметить у первоклассников, которые иногда возвращаются к счету на пальцах, несмотря на то, что до школы научились обходиться без него. Педагоги говорят, что мнимая утрата детками некоторых навыков в период адаптации к детскому саду — явление временное. Через несколько недель все умения восстановятся и начнут появляться новые.
РЕЖИМ ДНЯ
Если заранее, хотя бы за 1–2 месяца начать приучать ребенка к режиму, привыкание к садику пройдет легче и быстрее. Жалея малыша, позволяя ему ложиться и вставать, когда вздумается, родители оказывают ему медвежью услугу: резкий переход к более жестким условиям будет для ребенка болезненным. По той же причине не стоит поощрять чрезмерную избирательность в пище и пренебрегать тренировкой навыков самообслуживания.
Наилучший план действий — узнать, по какому режиму работает выбранный детский сад, и постараться максимально приблизить к нему домашние условия. Таким образом часть адаптации ребенок перенесет в привычной обстановке, и эмоциональная нагрузка в первые недели посещения садика существенно снизится, в том числе и для мамы.
Могут возникнуть проблемы с дневным сном, если малыш давно от него отказался. К сожалению, альтернативной программы для неспящих детей в ДОУ не предусмотрено. Иногда бывает так, что малыш весь тихий час мучается от безделья, а под конец все-таки засыпает. Но в это время всех уже будят, и настроение такого ребенка безнадежно испорчено на остаток дня. Чтобы этого не случилось, желательно приучить малыша если не спать, то хотя бы спокойно лежать между 13:00 и 15:00. Эксперименты с дневным сном дома помогут понять, как решить будущую проблему в садике.
ЭТО ВАЖНО! Следите за тем, чтобы ребенок каждый день высыпался. Только в этом случае он будет вставать в хорошем настроении, а значит, и в группе будет чувствовать себя лучше.
ПЕРВЫЕ ПОСЕЩЕНИЯ ДОУ
Начинать посещения садика желательно за несколько недель до выхода мамы на работу. В идеале — так, чтобы успел пройти весь период привыкания. Нахождение родителей в помещении группы не приветствуется, это возможно только в исключительных случаях, с разрешения воспитателя и заведующего. Например, при тяжелой адаптации, если взрослые решат, что такая мера поможет.
Зато на прогулку можно приходить беспрепятственно. Рекомендация педагогов — начинать знакомство со своей группой именно во время прогулок. При хорошей погоде их две: утром, между 11:00 и 12:00, и вечером, после 16:00 до прихода родителей. Вечерняя особенно важна, так как малыш сможет наблюдать, как деток одного за другим забирают мамы и папы. Это зрелище подействует на него положительно на уровне подсознания, даже если ребенок никогда не думал о том, что его могут забыть в садике. На второй-третий день малыша желательно оставить гулять самостоятельно, попрощавшись с ним на час или два, а потом забрать.
Следующий этап — оставить малыша в группе с утра на 2–3 часа. Здесь маме важно побороть эмоции и попрощаться с ребенком легко, не показывая, как ей непросто с ним расстаться. Уходить незаметно тоже нельзя, так как это напугает кроху и создаст ощущение беспомощности. Лучше всего просто поцеловать малыша и весело попрощаться, пообещав забрать его во время прогулки (и выполнить обещание).
ЭТО ВАЖНО! Оставьте воспитателю свой номер телефона на всякий случай и держите мобильник поблизости. Так вам будет спокойнее.
Такой режим желательно практиковать не дольше недели. После этого можно попробовать оставить ребенка на тихий час, и действовать дальше по рекомендациям воспитателя. Можно приносить с собой небольшую любимую игрушку — это не запрещается. Если малыш ведет себя спокойно, не мешает спать другим детям, не плачет, можно считать, что самое трудное позади. Ему потребуется еще несколько дней, чтобы окончательно освоиться с режимом, и останется только закрепить результат.
Родителям следует внимательно наблюдать за своим чадом в период адаптации, отмечая, как меняется его поведение, и прислушиваться к советам воспитателя. По мере привыкания к садику ребенок избавится от нервозности, восстановятся сон и аппетит, и наступит момент, когда мама с удивлением поймет, что у ее малыша теперь есть своя собственная общественная жизнь. Он будет учиться вместе со сверстниками, принося домой забавные игровые движения и потешки, заводить первых друзей. Он начнет получать бесценный опыт, на основе которого будет строиться вся его дальнейшая учеба и даже карьера.