Ирина Бажутина
Статья из опыта работы «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного, постепенного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением.
Умывание. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. С удовольствием показывать взрослому, как нужно умываться и мыть руки. Замечать грязные руки и мыть их. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук или неопрятности других. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок.
Последовательность практических умений умывания:
Закатай рукава.
Открой кран.
Кран откройся,
Нос умойся…
Намочи руки.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Культурно гигиенические навыки и привычки которые необходимы для жизни труда сохранения здоровья нужно вырабатывать с раннего возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/4f921661e06781bd646a60e8aa3dcac3.jpg.jpg)
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Ускользает как живое,
но не выпущу его я.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Темочки ЗОЖ здоровье](https://www.maam.ru/upload/blogs/badde2dbdb8161f223c8f85b45e994e6.jpg.jpg)
Положи мыло в мыльницу.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Консультации для педагогов ЗОЖ здоровьесбережение Консультации для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/e7b23417351795be926d0a8327441f58.jpg.jpg)
Потри не только ладоши, но и тыльную их сторону.
Я под краном руки мыла,
Я лицо помыть забыла.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым](https://www.maam.ru/upload/blogs/f53dd5f3934dcc03ecdc28ab6979151a.jpg.jpg)
Смой пену.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением](https://www.maam.ru/upload/blogs/04ae2baaf2772b1d9bd4b9f9c193279f.jpg.jpg)
Отожми воду с ладошек.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях вызывающих затруднение](https://www.maam.ru/upload/blogs/2eaa1943041894b64c89190d98296c37.jpg.jpg)
Сложи руки лодочкой и набери воду, умой лицо.
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Знать свое полотенце и пользоваться им](https://www.maam.ru/upload/blogs/6e6f07ea16057798cdec2edc1ad0c644.jpg.jpg)
Возьми полотенце.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 С удовольствием показывать взрослому как нужно умываться и мыть руки](https://www.maam.ru/upload/blogs/10ce034c2e07ac6b22db1f7d5df8f645.jpg.jpg)
Разверни полотенце.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Замечать грязные руки и мыть их](https://www.maam.ru/upload/blogs/dee159bf2e6679e0f49b22dcd9e8335d.jpg.jpg)
Вытри лицо.
Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
- помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук или неопрятности других](https://www.maam.ru/upload/blogs/4ced80f1af4d3e2cf59e7002980b0eb6.jpg.jpg)
Повесь полотенце на крючок.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Радоваться когда руки и лицо чистые чистый носовой платок](https://www.maam.ru/upload/blogs/40c0a19d57258758789e202fc0f8de6c.jpg.jpg)
Опусти рукава.
Гигиена
Гигиена, гигиена.
ЧTO такое - я не знала.
Может, это зверь гиена,
Что в кино я увидала?
Оказалось: В гигиене
Ничего звериного
Нас учила гигиене
Нина Константиновна.
Моем руки,
Чистим зубы –
Очень мило,
Просто любо!
Все болезни – вон, за дверь!
Выгляжу отлично я.
Вот такой он добрый зверь –
Гигиена личная!
(А. Степанов)
Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.
Одевание. Самостоятельно одеваться в правильной последовательности, прибегая к помощи взрослого в трудных случаях (застегивание, завязывание). Вежливо обращаться к воспитателю за помощью. Знать свой шкафчик. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. В случае загрязнения одежды обращаться за помощью к воспитателю.
Я одеться сам могу!
Мне уже четыре года,
Я одеться сам могу.
Если теплая погода,-
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильно дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без галош.
Я привык свои ботинки
Чистить щеткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень.
(В. Зайцев)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Последовательность практических умений умывания](https://www.maam.ru/upload/blogs/0d1df8dd128c9775370c15bfb9f8ee83.jpg.jpg)
Снимаем сандалии.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Кран откройся Нос умойся](https://www.maam.ru/upload/blogs/0d9c57f11ce72171845a5aab32334519.jpg.jpg)
Сняли сандалии.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Возьми мыло и намыль руки до появления пены](https://www.maam.ru/upload/blogs/0426bd9d9b74c044d6f4fbf7cbf6ec03.jpg.jpg)
Снимаем носки
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Ускользает как живое но не выпущу его я](https://www.maam.ru/upload/blogs/7cdaf7676f8c414f23b985cc8bf384dc.jpg.jpg)
Убираем сандалии и носки в шкафчик.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Положи мыло в мыльницу](https://www.maam.ru/upload/blogs/2a11ebbadb2e03db585cfb0e757c4f6d.jpg.jpg)
Снимаем шорты.
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Потри не только ладоши но и тыльную их сторону](https://www.maam.ru/upload/blogs/3735f020b18559c77ea52f54c3e68766.jpg.jpg)
Убираем в шкафчик.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Я под краном руки мыла Я лицо помыть забыла](https://www.maam.ru/upload/blogs/23539b966892c99e241d5eb27e439c3e.jpg.jpg)
Надеваем колготки.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Отожми воду с ладошек](https://www.maam.ru/upload/blogs/7c30fa65100d8a7833088077693932c4.jpg.jpg)
Надеваем штаны.
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Сложи руки лодочкой и набери воду умой лицо](https://www.maam.ru/upload/blogs/6c17610ac1e097505468e658fa457865.jpg.jpg)
Надеваем кофту.
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Есть в комнате портрет Во всем на вас похожий](https://www.maam.ru/upload/blogs/60ed0d417af4ac5a8467d9f9aebbd3e4.jpg.jpg)
Обуваем ботинки.
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Засмейтесь и в ответ Он засмеется тоже](https://www.maam.ru/upload/blogs/f6e44c1be1ba31f42572b078c6595f30.jpg.jpg)
Надеваем шапку.
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Возьми полотенце](https://www.maam.ru/upload/blogs/dac2fedfbfa76a75a347c128240f8e10.jpg.jpg)
Надеваем куртку.
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Разверни полотенце](https://www.maam.ru/upload/blogs/23b16ba8358ff6c741eadc5c23280a6d.jpg.jpg)
Я одеться сама могу!
При обучении раздеванию, одеванию после сна и на прогулку, важно закрепить знания о последовательности действий (что надевать сначала, что потом, уточнить ориентировочные действия, где низ, изнаночная и лицевая сторона одежды, какой сапог на какую ногу и пр.). Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными потребностями детей, например желанием пойти гулять.