Елена Потапова
Формирование здоровьеориентированного поведения поведения у старших дошкольников с нарушением органов зрения
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ
Потапова Е. А.
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 32 «Дружные ребята»
г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия
Публикация «Формирование здоровьеориентированного поведения поведения у старших дошкольников с нарушением органов зрения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Старшая группа
- Темочки
Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни первоочередная задача педагогов и родителей в связи с отсутствием положительной динамики в состоянии здоровья детей в нашей стране. Забота о здоровье ребенка всегда лежала на плечах взрослого, находящегося рядом с малышом. Заложенные здоровьеориентированные навыки поведения в дошкольном детстве служат фундаментом будущего здоровья человека.
Общепринятые составляющие здорового образа жизни включают в себя: знакомство со своим телом, гигиеническая культура, физическая культура, здоровое питание, а также эмоциональное благополучие. Существует множество различных парциальных программ, помогающих сформировать у ребенка - дошкольника навыки здорового образа жизни в игровой форме. Однако существует значительная группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ, у которых имеются определенные затруднения в овладении данными программами. Ограниченные возможности в здоровье накладывают отпечаток на формирование психических функций организма, его интеллектуальное, речевое, коммуникативное и физическое развитие.
Особую группу детей с ОВЗ составляют дошкольники с нарушением органов зрения. Казалось бы, какое отношение имеют проблемы с органами зрения к процессу формирования здорового образа жизни у таких детей? Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками, у них осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей.
Важным направлением работы с детьми с нарушением органов зрения является «Гигиеническая культура», особенно органов зрения и уход за очками. Фраза «Чистота – залог здоровья» особенно актуален для таких детей, ведь забота о чистоте глаз играет важную роль для сохранения зрительных функций у ребенка. Глаза нуждаются и в охране от излишнего и недостаточного освещения, от чрезмерного напряжения и переутомления. Сформированный навык заботы о своих глазах поможет ребенку и в здоровьесберегающем поведении по остальным направлениям.
Здоровое питание регулирует обменные процессы в организме, помогает ребенку нормально развиваться и успешно двигаться по пути нормализации своего зрения. Здоровое питание ребенка – основа здоровья зрения. Пища, богатая натуральными витаминами повышает устойчивость организма к различным болезням. Витамин А, влияющий на качество зрения содержится в моркови и морковном соке, который нужно употреблять со сливками или при заправке морковных салатов растительным маслом. Черника, абрикосы, шиповник, боярышник, а также шпинат, зеленый горошек, салат, брокколи полезно включать в рацион дошкольников с нарушением органов зрения.
Зрительная глазная патология накладывает отрицательный отпечаток на физическое развитие дошкольников. Ограничения в выполнении определенных физических упражнений накладываются не потому что ребенок не может их реализовать, а потому, что они наносят непоправимый вред органам зрения. При отдельных заболеваниях органов зрения дошкольникам противопоказаны встречный бег, резкие наклоны туловища вперед, подъемы тяжести, упражнения в висе, кувырки вперед-назад, резкие повороты туловища с поворотом головы, выполнения «мостиков», ограничено количество выполняемых прыжков.
Но, тем не менее, таким детям не возбраняется занятия спортом таким как легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, лыжные гонки, коньки, шахматы и шашки, биатлон, футбол. Дошкольники с ОВЗ не лишены детской активности в подвижных играх, в физкультурных и музыкальных занятиях. Наоборот, во многие режимные моменты включены специальные упражнения на развитие зрительного восприятия в виде веселых игровых стихотворений «Носик», «Солнечные зайчики», «Листья», «Веселая неделька».
Психологический дискомфорт отрицательно влиял на физическое здоровье и духовное развитие дошкольника, и как следствие – на успешность лечения органов зрения. Именно поэтому вся деятельность в детском саду осуществляется в игровой деятельности, которая повышает настроение, дополняет детский сенсорный опыт, формирует образное мышление, речь и воображение. Вся проводимая работа в группе опиралась на активное участие родителей в образовательном процессе. Через беседы, консультации, рекомендации взрослые были оповещены раньше детей о предстоящем изучении той или иной темы, что помочь своему ребенку в домашних условиях выполнять рекомендации по формированию здоровьеориентированного поведения. Иногда и родителям приходилось перестраиваться в своих поведенческих предпочтениях и ориентироваться на здоровый образ жизни не только ради ребенка, но и для себя.
Литература:
1. Жуков, О. Ф. Оздоровительные подходы к физическому воспитанию школьников / О. Ф. Жуков, С. Н. Ключников // Укрепление и восстановления здоровья средствами физической культуры и спорта: сб. науч. тр. Всерос. Науч. – практ. Конф. (Челябинск, 14-15 апр. 2011) / УралГАФК. – Челябинск, 2011. – С. 94 – 97.
2. Лаврова Г. Н., Тулупова Н. А., Кудрявцева Л. П. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 176 с.
3. Максимова В. С. Зрительная гимнастика для дошкольников «Чтоб смеялся глазок». [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/zritelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov
4. Прохорова, Г. Е. Технологии сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса / Г. Е. Прохорова // Воспитатель ДОУ – 2019. – №6. – С. 15-20.