Иванна Королёва
Использования современных образовательных технологий в развитии связного высказывания детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Сегодня основной задачей воспитания дошкольников является сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, взаимодействует с другими детьми для решения различных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Среди множества составляющих успеха в жизни особое место занимает четкая, грамматически правильная речь. Для этого научите малыша правильно говорить, начиная с пеленок. Залог успеха речевого развития ребенка - речевая среда, в которой он находится с рождения, она оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи продолжается постоянно, в течение дня, и если оно насыщено событиями и впечатлениями, то оно вдвойне стимулирует ребенка к общению. Речевая среда - это не только общение с ребенком, но и множество факторов, которые в совокупности положительно или отрицательно влияют на развитие ребенка.
Публикация «Использования современных образовательных технологий в развитии связного высказывания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: речь, ребенок, развитие, образовательные технологии, дошкольники.
Вступление: Связный язык ребенка - это подробное высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, которые разделены на описание, повествование и рассуждение по функционально-семантическому типу. Использование современных образовательных технологий делает обучение интересным, увлекательным и развивающим. Технологии - это система приемов обучения, последовательность конкретных действий, направленных на достижение поставленных целей.
Основная часть: Задачи связной речи для старших дошкольников включают развитие таких навыков, как пересказ литературных произведений, написание повествовательных, описательных и творческих историй, рассказов из опыта, таких утверждений, как рассуждение [2].
Среди современных технологий развития речи можно выделить :
1. Здоровьесберегающие технологии;
2. Мнемотехника;
3. Технология познавательной исследовательской деятельности;
4. Технология проектной деятельности;
5. Интегрированная технология обучения [1].
Современные технологии играют важную роль в развитии связной речи у дошкольников. Представляем вам ряд технологий, которые педагоги используют в своей образовательной деятельности :
• Дыхательная гимнастика, способствующая развитию подвижности грудной клетки.
• Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук - важное занятие, способствующее умственному и речевому развитию, развитию базовых навыков, формированию графических навыков.
• Массаж и самомассаж. Благодаря систематическому массажу улучшается функция дорожных рецепторов, укрепляются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
• Расслабление. Мы используем комплекс расслабляющих упражнений, чтобы научить детей управлять собственным мышечным напряжением, техники расслабления для разных групп мышц.
• Психогимнастика. Это помогает создать условия для успешного обучения каждому ребенку. Корректирующая направленность этой деятельности включает коррекцию двигательных, речевых, поведенческих и коммуникативных нарушений.
• Сказкотерапия - техника воздействия на сказки. Сказка - это зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В нем возможно все, чего не бывает в жизни. В сказочной терапии дети учатся составлять словесные образы, запоминать старые и изобретать новые, дети расширяют свой образный репертуар, а внутренний мир ребенка становится интереснее и богаче.
• Музыкальная терапия - технологии с музыкальным влиянием, используемые в различных формах физической культуры и укрепления здоровья.
• Делаем динамические перерывы (спортивные минуты, чтобы дети не устали. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Оздоровительные перерывы проводятся в игровой форме посреди самого учебного занятия. Они нацелены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание ряда двигательных действий и быстрое реагирование на словесные инструкции.
• Пальчиковая гимнастика проводится с самого раннего возраста индивидуально или в подгруппе ежедневно педагогом или логопедом. Рекомендуется для всех детей, особенно с проблемами речи.
• Подвижные и спортивные игры проводятся педагогами, руководителем физического воспитания, как часть физической активности, во время прогулки, а также в групповой комнате, например, сидячие игры.
• Песочная терапия благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Песочные игры учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику [3].
Таким образом, использование перечисленных выше здоровьесберегающих технологий при коррекционной и логопедической работе, а также создание для ребенка наиболее разнообразных и интересных речевых сред способствует более эффективному решению задач гармоничного развития дошкольников. Активные психические процессы и формирует личность ребенка в целом, снижает заболеваемость и придает ему здоровый образ жизни.
Мнемотехника - это система правил и приемов, позволяющих использовать эти два важных фактора для формирования связной речи дошкольника. В мнемонических таблицах наглядность представлена в виде изображений предмета, расположенных последовательно согласно плану изложения [4].
С помощью мнемоники решались следующие задачи:
• Развивайте связную речь.
• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заменителей понимать и рассказывать сказки, стихи по мнемонической таблице.
• Научить детей правильному произношению.
• Развивать интеллект, наблюдательность, способность сравнивать и выделять основные характеристики у детей.
• Развивать мыслительные процессы у детей : мышление, внимание, воображение, память [5].
Синквейн происходит от французского слова «пять». Это творческое произведение, представляющее собой краткую поэтическую форму, состоящую из пяти не рифмующихся строк. История появления синквейна довольно молода, она зародилась в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.
Производительность и важность технологии синквейн :
• Во-первых, простота. Синквейн может придумать кто угодно.
• Во-вторых, создавая синквейн, каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные способности.
• Синквейн - это уловка в игре.
• Создание синквейна похоже на игру, потому что сочинять это весело, полезно и легко!
• Этот метод можно легко интегрировать в другие области программы.
Использование этого творчества позволяет детям развить :
- Навыки мышления (умение находить в информационном материале самые важные элементы, делать выводы и лаконично их формулировать).
- Речевые навыки (развитие связной речи - например, составление рассказа из опыта, развитие словарного запаса).
- Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои представления, впечатления и переживания).
Технология исследовательской деятельности - основа человеческого существования. Ребенок познает мир в процессе своей деятельности, но именно в исследовательской деятельности дошкольник имеет возможность напрямую удовлетворить свое врожденное любопытство [6].
Когнитивные исследования способствуют:
- обогащение активного словарного запаса детей;
- создает условия для проявления самостоятельности в познавательном развитии и речи детей;
- вовлечение родителей в совместные исследования, продуктивную деятельность с детьми, способствующую возникновению речевой активности.
Технология проектной деятельности
О важности технологии проектной деятельности свидетельствует тот факт, что она способствует:
- развитие связной, монологической формы детской речи: дети учатся составлять рассказы (строить связные высказывания, используя различные типы речи : описание, повествование, рассуждение);
- у детей развиваются элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец); понимание отношений между предложениями; также научитесь раскрывать предмет и основную идею выступления.
Кроме того, работа над проектами также способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности, коммуникативных и творческих способностей, приобретается способность к публичному выражению своих мыслей; активное сотрудничество детей, родителей и учителей. Метод проекта может компенсировать проблему отсутствия общения и стать эффективным средством речевого развития дошкольников [7].
Применяя вышеперечисленные технологии к работе по развитию связной речи дошкольников, важно вызвать у детей интерес и тягу к определенному виду деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Список используемых источников
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб. : Детство Пресс, 2005. Образовательная среда сегодня : стратегии развития
2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
3. Давыдова Т. Г. Использование опорных схем в работе с детьми /Т. Г. Давыдова, В. М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –No1.–2008.
4. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ// Дошкольное воспитание. –No4. –1998.
5. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). - Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
6. Большева Т. В. "Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники". - СПб: Детство-Пресс, 2005.
7. В. К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» - М., 2005