АННА ИСАЕВА
Использование упражнений по ритмопластике для детей 2–4 лет на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Ритмопластика» — является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.
Публикация «Использование упражнений по ритмопластике для детей 2–4 лет на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Ритмика и ритмопластика
- Средняя группа
- Темочки
Малыши до 4 лет очень восприимчивы к музыке, любят и хотят двигаться. Это сензитивный период для развития музыкальных и физических способностей и важно не упустить его. Но, по моим наблюдениям, до 2-х лет движения спонтанны и трудно управляемы, дети еще очень привязаны к маме и именно родители имеют большое влияние на развитие ребенка в этот период (движение под музыку уже с рождения, пение колыбельных и не только). Начиная с 2-х лет, они уже начинают воспринимать педагога, пока еще через маму, но уже отдельно от неё.
Ритмопластика вбирает в себя множество средств для всестороннего развития малышей 2-4 лет: это и пластика, и развитие музыкальных способностей, чувство ритма, и физическое развитие (крупная и мелкая моторика, и эстетическое представление через движение,и расширение кругозора, и приобщение к отечественной и зарубежной музыкально-игровой культуре. При этом легко можно использовать игру, что особенно важно для данного возраста. В яркой образной форме обучение по программе должно способствовать разрешению проблем физического (владение своим телом, эмоционального (сопереживание музыке, выразительность движений и мимики, социального (развитие навыков общения и работы в коллективе) развития, а также всеобщему оздоровлению организма.
Цель использования упражнений по ритмопластике на музыкальных занятиях в ДОУ - это осуществление общего развития через приобщение к культуре движения средствами ритмопластики и формирование у детей интереса к музыке и ритмике, потребности в движении под музыку.
Важно включать упражнения по ритмопластике с контрастностью смены заданий (чередовать различные по характеру этюды и игры).
Очень важный момент для детей 2 – 4 лет – это наглядность – использование атрибутов, ярких и интересных пособий и игрушек, картинок. На протяжении всего занятия музыкальный руководитель должен участвовать во всех играх и этюдах, потому что исполнительская деятельность малышей основана на подражании взрослым. Также не маловажным фактором является образность, т. е. голос педагога должен создавать образы персонажей, которые участвуют на занятии, т. к. дети этого возраста очень чувствительны к интонации и различают малейшие ее оттенки).
Необходимо стараться избегать пауз между движениями и играми, дети отдыхают не в промежутке между движениями, а в процессе смены деятельности и игр.
Осваивая новые движения, повторять их не долго, а часто, небольшими порциями в течении всего урока как элемент игры.
Примеры упражнений по ритмопластике :
1. Приветствие (песенки и стихи для налаживания контакта («Ладошка», «Здравствуйте, ладошки»)
2. Игроритмика. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Хлопки в такт музыке, ходьба, сидя на стуле. Акцентированная ходьба. Движения руками в различном темпе. Различие динамики звука “громко – тихо”. Выполнение упражнений под музыку.
3. Строевые упражнения. Построение в шеренгу и в колонну по команде, передвижение в сцеплении, построение в круг и передвижения по кругу в различных направлениях за педагогом, перестроение из одной шеренги в круг.
4. Танцевально-ритмическая гимнастика. Специальные композиции и комплексы упражнений : «Да-да-да!», «Поезд», «На крутом берегу», «Большой олень», «Хоровод».
5. Образные танцы. Танцы с использованием положений рук, характерных для образов животных, изображение различных игрушек: “Плюшевый медвежонок”, “Лошадки”, “Белочка” и т. п.
6. Игровые танцы.
Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки. Свободные, плавные движения руками, стойка руки на поясе и за спину. Комбинации хореографических упражнений.
Танцевальные шаги. Шаг сноска, на носках, на пятках, пятясь назад, топающий шаг, с высоким подниманием колена, легкий ритмичный бег (в различных образах).
Ритмические танцы. “Мы пойдем сначала вправо”, “Танец сидя”, “Если весело живется”, Чебурашка”, “Лавота”.
7. Упражнения с предметами : с погремушками, с мячами, с игрушками, с ложками, с цветами и т. д.
8. Пальчиковая гимнастика. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание, приведение и отведение, противопоставление пальцев рук при работе двумя руками и одной рукой. Игры – потешки со стихами. Выполнение фигурок из пальцев.
9. Упражнения на укрепление опорно-двигательной системы, стретчинг.
упражнения без предмета : основные движения прямыми и согнутыми руками и ногами, полуприсед, упор, присев, упор, лежа на согнутых руках, положение лежа;
игровая пластика : специальные упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных, игровых и двигательных действиях и заданиях, акробатика и стретчинг;
физические упражнения на развитие меткости, ловкости, равновесия, скорости и прыгучести с использованием спортивных снарядов и инвентаря (мячи, обручи, гимнастические скамейки, кубы, гимнастическая стенка, веревки, игры на скорость.
10. Игровой самомассаж, дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц. Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме, дыхательные упражнения, игры на расслабление и напряжение: “бревно – змея”, “ледяные скульптуры”.
11. Музыкально-подвижные игры. Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений : “Отгадай, чей голосок”, “Найди своё место”, “Попрыгунчики – воробышки”, “Цапля и лягушки”, “Мы – веселые ребята”.
12. Упражнения на развитие ролевого и эмоционального поведения. Упражнения на развитие умений выражать эмоции в мимике и пантомимике (радость, грусть, страх и т. п., изображение животных, пластики людей (бабушка, солдат, кукла и т. п.)
Ожидаемые результаты (дети раннего возраста 2 – 3 года) :
Дети 2-3 лет понимают назначение музыкального зала и правила поведения в нем.
Умеют ориентироваться в зале, строится в шеренгу и двигаться в различных направлениях, по кругу.
Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку, а также хлопать и топать в такт музыки.
Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке (веселая – грустная, быстрая – медленная).
Не боятся активно, но упорядоченно двигаться, прыгать, управляют своими мышцами на уровне “напряжение – расслабление”.
Лучше развита мелкая моторика, владеют разнообразными движениями рук, характерными для образов животных.
Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т. д.).
Воспроизводят несложный сюжет под музыку, согласуя движения с её характером (“Игра в снежки”. “Напечем пирожки” т. п.).
Вторая младшая группа (3-4 года).
Дети имеют представление о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики.
Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, исполнять музыкально – ритмические движения.
Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и менее контрастной двух- и трехчастной музыки.
Самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.
Умеют передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения.
Примерное содержание занятий с использованием ритмопластики : Танцевальная разминка, ритмическая гимнастика.
•Мы гуляем в лесу
•Мы идем в зоопарк
•Морское путешествие
•Упражнения с погремушками, флажками, султанчиками
Музыкально-ритмические движения.
•упражнения для развития гибкости: «бабочка», «лодочка», «колечко», «мостик»;
•упражнения для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника с использованием стихов (логоритмики)
•упражнения для стоп – вытягивание носочков, кручение;
Танцевальные движения.
• ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
•шаги на полупальцах и пятках;
•различные хлопки
•хороводы
•танцевальные движения с атрибутами (бубны, погремушки, флажки, платочки, ленты)
Сюжетно-образные танцы
Ритмические и образные танцы по показу: «Дождик», «Танец утят», «Арам-зам-зам», «Буги-вуги», «Тучка»
Музыкальные игры
Игры по ориентации в пространстве: построение в круг, построение в линию, «Море волнуется», «Кошки-мышки», «Зайцы-волки», «Зоопарк», «Птицы», «Машинки», «Самолеты», «Вперед 4 шага».
Список литературы, рекомендуемый для педагога.
1. Буренина А. Диагностика уровня музыкального и психологического развития ребенка// Обруч. – 1999. – N 4. – С. 40-41. – (Школа здоровья.)
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика : (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста). – 2-е изд., испр. и. доп. – СПб. :ЛОИРО. 2000. – 220с.
3. Зубкова Л. Ю. Танцуй, кроха: Образовательная программа “Обучение хореографии с 2х до 7лет. ” – 2002. – 90с.
4. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет. – 2-е изд. – СПб. : КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с., ил.
5. Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005. – 32с. ил. – (серия «Готовимся к школе»).
6. 10. Монина Г. Б., Ларечина Е. В. Игры для детей от года до трех лет. - Спб. : Речь, 2008. - 256с.
7. Овчинникова Т. Музыка для здоровья : Музыкально-ритмические минутки, логоритмическая гимнастика. – СПб. : Союз художников, 2003. – 40с.
8. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Галанова. Худож. : Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академи я развития,2005. - 240с. : ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение).
9. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л. П. Савина. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 44с. : ил.
10. Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб. ,2001. –120с.
11. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами:Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. - М. :Мозаика -Синтез, 2006. - 144 с.
12. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб. : «Детство – пресс», 352 с., ил.