Юлия Губанова
Использование технологии LEGO-конструирование как метод здоровьесбережения дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы значительно снизились показатели здоровья и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Также кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся инновационные технологии, которые помимо педагогического эффекта способствуют сбережению здоровья детей.
Публикация «Использование технологии LEGO-конструирование как метод здоровьесбережения дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лего. Конструктор LEGO
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии, которые используются в дошкольном учреждении в коррекционной работе, применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Одним из таких инновационных конструктивно-игровых средств является обучающий конструктор LEGO. Он широко используется всеми педагогами детского сада в работе с дошкольниками разного возраста.
Мы считаем, что применение LEGO-конструирования может стать незаменимым средством коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Ведь тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевые, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Таким образом, для специалистов остается актуальным вопрос использования приемов LEGO-конструирования в обучении, воспитании и развитии детей, в том числе и с нарушениями речи.
Для достижения цели были обозначены следующие задачи:
1. Обеспечить условия для активизации речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности посредством использования технологии LEGO – конструирование.
2. Разработать и апробировать систему работы учителя-логопеда по активизации речевой деятельности у детей группы компенсирующей направленности посредством использования технологии LEGO – конструирование.
3. Разработать перспективный тематический план по активизации речевых нарушений у детей группы компенсирующей направленности посредством использования LEGO – конструирования.
4. Определить эффективность влияния разработанной системы работы на активизацию речевой деятельности детей группы компенсирующей направленности.
Для эффективной работы очень важно грамотно соотнести конструирование с этапами работы над речью детей.
Педагог, оречевляя свои действия, наглядно объясняет, как правильно отвечать на вопросы, рассказывать о предмете или действии. Затем плавно переходят к отраженной или сопряженной речи, для того чтобы ребенок учился реализовывать свою речевую продукцию, приближаясь к норме.
Когда ребенок научится планировать свое высказывание и воспроизводить его, взор ребенка обращается на то, как он это сделал, искать ошибки и самостоятельно их исправлять. Тем самым формируется самая сложная ступень речевой деятельности – контроль за собственной речевой продукцией.
В начале года детей учили составлять распространенные предложения по демонстрации действий. На следующем занятии дети уже самостоятельно составляли простые предложения с однородными членами.
Параллельно с работой по формированию связного высказывания шла работа по актуализации и обогащению словаря. Построив погреб для хранения урожая, описав внешний вид постройки, ребенок усваивал значение слова. Обыгрывая постройку, ребенок заселял ее, закрепляя при этом их названия. На занятиях в практической деятельности проходило уточнение значений предлогов. Воспитатель предлагал детям поставить одну деталь на другую, между, позади, под. Описывая ход строительства, ребенок употреблял в речи данные предлоги.
Уже на четвертом занятии дети были готовы к составлению рассказа описания. Начали с составления рассказа по аналогии с образцом воспитателя о своей постройке – Доме деда Федота или бабы Маши. В данном случае изменялось назначение постройки, ее размеры и внешний вид в зависимости от обитателя. Дети могли украсить свои постройки. В соответствии с этим менялись и рассказы.
Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, нудное занятие, использовались различные формы работы. Предлагалось детям выложить схемы из специальных фишек на LEGO-коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на занятии использовали одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигательный, слуховой и тактильный.
Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», так же эффективно использовать LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета – гласные звуки, синего – согласные твердые, зеленые – согласные мягкие. Детям предлагается провести звуковой анализ слова используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета. Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по набору кирпичиков.
Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. Вначале на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог МА. В дальнейшем, человечков заменяем на сконструированные детьми букв из LEGO. Манипулируя деталями конструктора LEGO ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Работа по лексическим темам с помощью LEGO-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с речевыми нарушениями запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний («Котёнок без чего? - без хвоста»). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк», где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается «крокотигр»).
Использование LEGO-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведём в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Поскольку коррекционную работу мы проводим не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционную LEGO-игру (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Учитель-логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.
Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора LEGO используются во время этапа активной логопсихокоррекции и проводится определенная «эволюцию», которая выражается в увеличении коррекционного содержания игры. Начиная с игр-драматизаций, когда воспитанник пользуется заученным текстом и говорит за своего героя, подражая его манерам и голосу, в конце – вводим сюжетно-ролевые игры, где сюжет отражает психологические проблемы ребенка или группы и развивается спонтанно.
В конце обучающего цикла вводим командные конструктивно-творческие игры. Цели использования таких игр : развитие речи в рамках определенной темы, постановка и отработка звуков в ходе игры, развитие количественных представлений, мелкой моторики рук, а так же сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
В свободной деятельности проводятся игры с конструктором «Сказочные терема», «Волшебные геометрические фигуры», дети составляют рисунки из LEGO деталей, для развития пространственного восприятия проводятся игры и упражнения «Что за чем?», «Расставь дома». «Построй улицу», «Найди клад», «Отнеси письмо». Для закрепления полученных результатов хорошо использовать игры в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.