Ксения Гончарова
Статья «Использование тактильно-игрового панно для обучения детей раннего возраста рассказыванию русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО-ИГРОВОГО ПАННО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА РАССКАЗЫВАНИЮ РУССКИХ-НАРОДНЫХ СКАЗОК
Гончарова Ксения Александровна, МАДОУ №45 «Детский сад «Улыбка», г. Норильск, воспитатель
Развитие в значительной мере эстетического элемента жизни у подрастающего поколения, использование творческого подхода к проблеме воспитания и всестороннего развития детей способствует дальнейшему повышению познавательной активности дошкольников.
Публикация «Статья „Использование тактильно-игрового панно для обучения детей раннего возраста рассказыванию русских народных сказок“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Использование нетрадиционных изобразительных техник, оздоровительных технологий, нетрадиционных дидактических и физкультурных пособий в процессе обучения и воспитания способствует усвоению детьми каких-то знаний и умений, но и развитию их познавательной активности, а также воспитывает у них способность эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в своих работах.
Методика развития и обучения детей посредством нестандартных, нетрадиционных пособий создавалась в рамках реализации проекта ДОУ «Особенности взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в развитии здорового дошкольника посредством работы родительских клубов».
Цель данной методики – оценить организацию предметной среды дошкольного учреждения с точки зрения ее возможности обеспечить всестороннее развитие детей и образовательный процесс.
В апробации методики принимали участие сотрудники дошкольного учреждения, родители.
Программно-методическое сопровождение к пособию включает цикл непосредственной образовательной деятельности по работе с нетрадиционными дидактическими пособиями, нестандартным физкультурным оборудованием, главная цель которой получение детьми ярких впечатлений и приобретение раннего познавательного и художественно-эстетического опыта.
Рекомендованные игры с нетрадиционным пособием можно организовывать как игру – занятие и в свободной деятельности. Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Детям необходимо общение с взрослым, оно помогает им узнавать мир. Сначала ребенок играет с героями сказки, затем с предметами одного цвета, затем другого. Потом необходимо учить детей действовать с предметами разных цветов и разных размеров. Особое удовольствие у детей вызывают занятия, которые заканчиваются пальчиковой живописью, играми с тестом, оздоровительными играми и упражнениями.
Игровая деятельность – главная движущая сила развития ребенка раннего возраста. Продуктивная деятельность (детское экспериментирование, восприятие художественной литературы, познавательные действия с наглядно-образным материалом) способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремленности, настойчивости. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре, способствует не только художественному, но и познавательному развитию ребенка раннего возраста. Двигательная и оздоровительная деятельности стимулируют и развивают различные виды движений.
В ходе реализации проекта ДОУ «Особенности взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в развитии здорового дошкольника посредством работы родительских клубов» педагогом при участии родителей создано дидактическое пособие, позволяющие реализовать выше названные виды деятельности. Это многофункциональное тактильное панно и нетрадиционные физкультурные коврики (авторские дидактические пособия).
Тактильное панно по русской народной сказке «Колобок» ориентировано на детей раннего возраста.
Для изготовления панно нужен кусок коврового покрытия с обметанными краями. Следующий шаг – пришить на него крючки, пуговицы.
Дополнительно к панно изготовлены атрибуты (вязаные предметы, силуэты животных, птиц, растений, сказочных героев и др.). Как и на фланелеграфе, эти предметы можно разместить практически в любом месте панно.
Крепеж осуществляется за счет нашитых на панно и предметы «липучек», крючков, пуговиц.
Для работы с панно также понадобятся карточки, раздаточный материал. На карточках изображены домики, растения, все, что нужно для дидактических игр. Для предметной деятельности также потребуются прищепки, шнуры, силуэты и предметы.
Панно является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием. Оно может быть задействовано на занятиях различного содержания: познание и экологическое воспитание детей, речевое и математическое развитие, ознакомление с русским фольклором.
Панно подходит для обыгрывания разных сюжетов, создания проблемных ситуаций в специально организованной образовательной игровой деятельности, в соответствии с Федеральными Государственными требованиями Программы ДОУ; индивидуальной работе с детьми, а также для показа мини-спектаклей по русской народной сказке «Колобок».
Интеграция образовательных областей «Познание: сенсорное развитие, предметная деятельность, конструирование из бумаги», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье», «Физическая культура» в специально организованной образовательной игровой деятельности позволяет решить педагогу следующие образовательные задачи:
-расширить знания о животных, в том числе птицах, обитающих в России, и растениях, о среде их обитания, питании, врагах;
-анализировать объекты природы, выделять их существенные признаки;
-фиксировать эти признаки и объединять объекты в группы;
-систематизировать знания о флоре и фауне;
-закреплять элементарные сенсорные и математические понятия;
-развивать речь, память, воображение, творческие, музыкальные и двигательные способности.
Опыт показал, что работа с тактильным пособием способствует умственному, физическому, эстетическому развитию ребенка. У ребенка формируются сенсорные эталоны и способности, позволяющие маленькому ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир. Малышам нравится обследовать, ощупывать, рассматривать предметы и действовать с ними. В материалах пособия представлены свойства и качества предметов: цвет, форма, величина, фактура и т. д. Правильно подобранные дидактические пособия приятны ребенку своей фактурой, пропорциями, чистотой, радужной гармонией цвета.
Тактильное панно и предлагаемые к нему игры способствуют накоплению сенсорных представлений.
В прилагаемых конспектах непосредственной образовательной деятельности автор знакомит коллег с изготовленными педагогом и родителями нестандартным физкультурным оборудованием – ковриками из бросового материала. Коврики были изготовлены в рамках проекта ДОУ «Особенности взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи в развитии здорового дошкольника посредством работы родительских клубов», в процессе акции «Просто так!»
В процессе работы с детьми раннего возраста можно варьировать использование разного нетрадиционного оборудования и дидактических пособий так, чтобы они дополняли друг друга, строго учитывая физические, умственные и возрастные особенности детей.
Разнообразие нетрадиционных методов и использование нестандартных пособий способствуют развитию речи, памяти, воображения, выразительности образов в детских работах. Опыт работы автора показал, что овладение приемами игры с тактильным пособием «Колобок» и для других сказок, доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Авторский опыт свидетельствует : чем более разнообразны приемы работы, тем успешнее будет обучение и оздоровление детей. Именно таким путем, вовлекая детей в предметную и практическую деятельность, можно вызвать в них эмоциональный отклик, научить видеть красоту окружающей природы, объектов и предметов. Малыши постепенно научатся обследовать предметы, передавать в рисунке свои впечатления, радоваться сказке. Успехов, коллеги!