Ольга Федорова
Проект «Хорошая книга-лучший друг»
▼ Скачать +Заказ
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок и поймешь.
Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающего поколения, от их интеллектуальных, нравственных качеств» (Б. С. Гершунский)
Публикация «Проект „Хорошая книга-лучший друг“» размещена в разделах
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как общаясь с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т. е. формируется нравственная и культурная основа его личности. Хорошая книга – лучший друг.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша задача – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению, и сделать их грамотными читателями. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребенка.
Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделенные каким -то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждет момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи. Одним из тех, кто обладал этим волшебным даром, был писатель и ученый Виталий Валентинович Бианки.
В нашем детском саду был разработан и реализован проект «Путешествие в мир природы с В. В. Бианки». В проекте принимали участие дети старшей группы, подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ.
Цель проекта : Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям о природе. Воспитывать любознательность и любовь к природе посредством художественной литературы.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
• образовательных — на основе сказок и рассказов В. В. Бианки воспитывать любовь и уважение к природе, учить понимать её законы и особенности.
• воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
• развивающих — развитие творческих способностей детей
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы Срок Мероприятия
Подготови-тельный Октябрь • Анкетирование, диагностирование родителей, детей;
• Изучение методической литературы для реализации проекта;
• Выращивание саженцев дубков;
• Подбор наглядно – дидактического материала, разработка бесед и рекомендаций для родителей;
• Природоохранные акции «Очистим участок от мусора»;
• Подбор репродукций художников на тему «Времена года», «Грачи прилетели», И. И. Шишкин «Осенний пейзаж»
• Организация развивающей среды в группе
Основной ноябрь-февраль • Совместная работа с сотрудниками детской библиотеки №32 по подбору литературы.
• Экскурсия в библиотеку; лекция «В. В Бианки-знаток леса»
• Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки
• Совместная работа с выставочным центром «Радуга». Лекции по репродукциям известных художников «Времена года»
• Работа с музыкальным руководителем. Прослушивание и просмотр видеозаписи «Календарь природы». Подготовка музыкальных номеров, разучивание сценок, танцев и стихов к развлечению
• Изготовление кормушек для птиц, совместная работа со школой №51.
• Оформление «Лесной газеты».
• Игра «Поле Чудес» на тему «Знатоки природы»;
• Консультации для родителей, папки-передвижки.
• Составления альбома «Жизнь и творчество Виталия Бианки».
• Литературные чтения, беседы по творчеству В. В Бианки
• Сюжетно- ролевые игры «Библиотека», «Экологический патруль», игры-драматизации «Теремок», «Лис и мышонок».
• Оформление стенда «Путешествие в мир природы с писателем В. В. Бианки»
• Изготовление дидактических игр «Чей след», «Хвосты», «Букашки».
• Природоохранные акции «Накормите птиц зимой»
• Поделки из пластилина, творческие работы в виде рисунков, аппликаций.
• Изготовление книжки-малышки по произведению В. В Бианки «Мышонок Пик».
• Конкурс поделок «Мышонок Пик»
• Оформление стенгазеты «Читаем книги В. В Бианки»
• Беседы «Что мы знаем о птицах», литературный турнир «Умники и умницы»
• Пополнение библиотеки в группе книгами В. В Бианки.
• Оформление презентации «В. В Бианки – жизнь и творчество»
Заключи-тельный февраль • 4 февраля- открытие экспозиции посвященной В. В Бианки в эколого-краеведческом музее ДОУ.
• Праздник «120 лет со дня рождения В. В Бианки»
В проекте были использованы такие виды деятельности как, познавательный (формирование представлений о мире природы, перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе, практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия). В ходе реализации проекта была организована работа с социумом - школа №51,библиотека №32, ботанический сад, областной краеведческий музей.
Проект начали с чтения книги В. В. Бианки «Мышонок Пик». Ежедневно читали по несколько рассказов, всякий раз дети вспоминали содержание предыдущего рассказа и рисовали к ним рисунки. Следующим этапом было изготовление книжек-малышек. Вместе с родителями дети участвовали в конкурсе поделок «Мышонок Пик». В группе создали библиотечку книг о природе. В продуктивной деятельности - поделки из пластилина «Сова», «Воробушки на кормушке», конструирование из бумаги «Мышонок Пик», «Снегирь», творческие работы в виде рисунков, аппликаций по произведениям В. В. Бианки. Дети вместе родителями приняли участие в акции «Накормим птиц зимой». Ребятам очень понравилась игра «Экологический патруль». Детям серьезно подошли к делу, они ходили по группам, проверяли состояние комнатных растений, не текут ли краны в моечных, не горят ли лампочки днем. Все результаты отмечались в «экологическом экране».
На темы произведений Виталия Валентиновича были поставлены инсценировки - драматизации «Лис и мышонок», «Сова», «Теремок». Познавательная игра Поле чудес – «Знатоки природы» очень понравилась всем ребятам-дошколятам, ведь они узнали много интересного о зимующих и перелетных птицах, о животных, отгадывали загадки.
Совместно с родителями были оформлены стенгазеты «Читаем книги В. В. Бианки», «Лесная газета», также изготовлены педагогические ширмы, где знакомили детей, родителей и педагогов с народными приметами и давали практические советы по узкой теме.
В заключительном этапе, в эколого-краеведческом музее ДОУ, была организована экспозиция, посвященная В. В. Бианки, а 12 февраля состоялось празднование юбилея «120 лет со дня рождения В. В. Бианки».
В ходе реализации проекта «Путешествие в мир природы с В. В. Бианки» дети научились понимать, что хорошо, а что плохо, переживать и сочувствовать, у них появилось чувство сострадания к Мышонку Пик. Они стали бережнее относится к растениям и животным. Приобщая детей дошкольного возраста к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Сказки Виталия Бианки особенные -познавательные, в них вся правда. Читая сказки В. Бианки, хочется идти в лес, на реку, на луг и наблюдать, наблюдать.
Однако следует помнить, что все- таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей своей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании. Мы, воспитатели, считаем, что данные нами знания надолго останутся в сознании наших воспитанников.