Галина Николаевна Яковлева
Использование инновационных форм взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОО наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
Публикация «Использование инновационных форм взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в детском саду, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Родители - непосредственные участники педагогического процесса не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений. Родители должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях. Иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках, реализуемых проектах.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам музыкальной культуры. Главная задача музыкального развития детей – формирование основ музыкальной культуры, нравственно – эстетического становления личности дошкольника. Ее решение направлено на совместную организацию музыкальной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей и родителей. Союз взрослых единомышленников позволяет достичь хороших результатов в музыкальном развитии детей. Цель взаимодействия музыкального руководителя с семьей – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в музыкально-образовательной деятельности. Для того, чтобы осуществлять музыкальное развитие дошкольников, и совместно с родителями решать задачи образовательной программы ДОО, необходимо максимально вовлекать родителей в совместные мероприятия, используя разнообразные формы взаимодействия с родителями.
Формы взаимодействия с родителями :
1. Проведение непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с музыкальными инструментами» с участием родителей – музыкантов.
Этот подход позволяет познакомить с музыкальным инструментом, понять особенности их выразительных возможностей. Участие родителей-музыкантов дает возможность поддерживать интерес детей к музыке с мотивацией к этому виду музыкальной деятельности.
2. Участие родителей в праздниках, досугах.
Родители участвуют в играх, эстафетах, игровых моментах, сценках, танцах, в исполнении ролей персонажей.
3. Праздники с активным участием родителей в ходе всего мероприятия.
Участие родителей в мероприятиях может быть представлено в разных вариантах:
• Родители – полноправные участники от идеи до воплощения;
• Родители – активные участники в ходе всего мероприятия;
• Родитель – ведущий праздника, а воспитатель с детьми и другими родителями – участники мероприятия.
4. Участие родителей с детьми в конкурсах и фестивалях.
Дети (участники конкурса) исполняют со своими мамами и папами песни, играют на музыкальных инструментах, танцуют.
5. Создание и обогащение предметно-развивающей музыкальной среды.
Значимость музыкального развития ребенка мотивирует родителей к пониманию необходимости обогащения развивающей предметно-пространственной среды. Родители помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр, костюмов, сюрпризов, подарков в оформлении помещения.
6. Педагогическая пропаганда «Секреты музыкального воспитания» (родители для родителей)
Мамы и папы, работающие в сфере искусства, делятся своими находками, опытом, советами, раскрывают особенности развития музыкальных способностей дошкольников.
Гости - педагоги из музыкальной школы искусств №3, консультируют родителей, желающих углублённо развивать детей в музыкальном направлении.
7. Проектная деятельность «Путешествие в мир музыки»
Использование технологии проектной деятельности позволяет вовлечь в музыкально-образовательный процесс всех участников образовательных отношений : педагогов, детей и родителей. Способствует обогащению музыкальных впечатлений детей и формированию музыкальных способностей.
8. Музыкальная гостиная «Рождение юного таланта»
Родителям представляется презентация «Музыка в жизни ребенка», интерактивная игра «Музыкальный калейдоскоп» - пение, танец, игра на музыкальных инструментах детей и родителей, мини-сценки «Юные актеры», выступления детей с лучшими номерами.
9. Родительский клуб «Домисолька» (адаптация детей к ДОО)
Клуб создает специальную музыкально-развивающую среду для преодоления трудностей привыкания к новой обстановке, установления положительного эмоционального контакта, социализирует детей в группе взрослых и сверстников. Клуб «Домисолька» помогает малышам включиться в коллективную деятельность и совместно с родителями расширить опыт общения через разнообразные игры.
10. Неделя музыки и театра (родители – экскурсоводы, театральные персонажи)
Участие родителей и детей всех возрастных групп в мероприятиях, объединенных общей темой «Сказочная мозайка». Каждый день недели посвящается музыкальному мероприятию, в котором родители – главные ведущие.
11. Презентация на сайте ДОО музыкально-образовательной деятельности с участием родителей
Эта презентация раскроет степень вовлеченности родителей в музыкально-образовательную деятельность или формы включения их в эту деятельность.
В результате тесного сотрудничества музыкального руководителя с родителями повышается качество музыкального воспитания детей. Дошкольникам также нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся их успехами. Такой подход устраняет отчуждённость, решает многие проблемы отношений детей и родителей.
Наш детский сад в условиях модернизации системы образования стремится творчески осмыслить всё новое, осознать и пробовать внедрять это на практике.
Использованная литература :
1. ЗоркаЛ. К. СправниковаИ. Н. «Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников» «Справочник музыкального руководителя» 2015 №2.
2. ДавыдоваИ. А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями 2013.
3. Доронова Т. Н. Вместе с семьёй М. : Просвещение, 20016.