Алла Стромина
Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ».
Слайд №2
Одной из задач современного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (п. 1.6 ФГОС ДО).
Публикация «Использование новых форм взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В Законе об образовании (статья 64, п. 3) говорится: "Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования, имеют право на получение методической. психолого-педагогической. диагностической и консультативной помощи, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях".
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве основного принципа определено содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество специалистов ДОУ с семьей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если образовательное учреждение поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Слайд №3
Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, я решила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд №4
Для себя определила следующие задачи. Одной из задач является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Слайд №5
Всю работу по взаимодействию с родителями я разделила на три направления.
1. Информационно – аналитическое направление.
Для выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ними и досуговых предпочтений, я провела анкетирование в каждой возрастной группе
Слайд №6
на темы: «Давайте знакомиться», «Мы, искусство и ребёнок».
Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировала специфику семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумала тактику общения с родителями.
Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы).
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Слайд №7
Родители-активисты, родители-исполнители, родители-наблюдатели.
Слайд №8
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.
Слайд №9, Слайд №10
Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности.
Слайд №11
Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями педпроцесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.
Слайд №12
2. Информационно-познавательное направление.
Его задачами являются:
• Повышение психолого-педагогическую культуры родителей;
• Изменение взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.
В нашем детском саду созданы все условия для организации педагогического просвещения родителей. Совместная работа всех специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы :
• Выступления на родительских собраниях с консультациями, мастер-классами, презентациями («Изготовление костюма», «Подарите детям праздник!», «Скоро Новый год!», «Украсим квартиру к празднику» и др.);
• День открытых дверей. Видео-презентация «Музыкальное воспитание в семье»;
Слайд №13
• Совместное создание предметно – развивающей среды;
• Индивидуальные беседы с детьми и родителями ("Итоги промежуточного и итогового мониторинга» и т. д.);
• Использование сети Интернет для распространения информации;
Слайд №14
• Уголок специалиста «Весёлые ребята»;
• Стенд музыкального руководителя «Интересное о музыке».
Слайд №15
Особенно мне хочется поделится с Вами новой формой взаимодействия с родителями-авторский информационно-методический журнал для детей и заботливых родителей «Веселые музыканты».
Задачи издания журнала:
• Ознакомление родителей с работой музыкального руководителя в рамках образовательной области «Музыка»;
• Формирование у родителей знаний о развитии у детей дошкольного возраста музыкальных способностей;
• Повышение музыкально-педагогической компетентности родителей;
• Побуждение родителей к взаимодействию с ребенком в различных видах музыкальной деятельности через использование материалов журнала.
Слайд №16
Тематика журнала: «Скоро Новый год!», «Музыка и здоровье ребенка», «Любим мы играть в оркестре!», «Петь- это здорово!», «Ритмика на радость детям!», «Как хорошо, что есть театр!» и др.
Рубрики журнала:
Слайд №17
Слайд №18
Это интересно! (Определение проблемы, интересные факты по теме и т. д.)
Родителям на заметку. (Методические рекомендации, современные технологии, «острые» вопросы и ответы на них и т. д.)
Поиграем вместе! (Различные виды совместных игр, стихи, загадки на тему выпуска)
Слайд №19
Музыкальная шкатулка. (Любимые детские песни)
Праздник веселый к нам пришел! (Информация о празднике месяца)
Фотогалерея. (Фоторепортаж с прошедшего праздника, интересные кадры)
Слайд №20
3. Музыкально-досуговое направление.
Досуговое направление в работе с родителями - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самым трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям :
• устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями;
• увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
• укреплять детско-родительские связи;
• апробировать разные подходы к воспитанию ребенка;
• делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы;
Слайд № 21
Как новая, мной уже несколько лет используется форма семейного досуга - «Семейные посиделки». В этом формате были проведены мероприятия:
«Я и мой ребёнок», «Моя мама – золотая прямо», «Дочки, сыночки, мамочки», «Неразлучные друзья – взрослые и дети!», «Мой любимый папа»
Слайд №22
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, чувство гордости за родителей. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Сценарии праздников и развлечений были разработаны совместно с воспитателями группы. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, был разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
• выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
• консультации для родителей;
• составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей и членов семей;
• распределение ролей взрослых;
• подготовка отдельных номеров с родителями; совместных с родителями детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
• индивидуальные встречи и консультации с членами семей и родителями;
• изготовление атрибутов, пособий, декораций и т. д.
Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью, а как они гордятся своими родителями! А я восхищаюсь творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Слайд №23
В результате использования новых форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями :
• повысился уровень развития музыкальных способностей детей.
• повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей : из «зрителей» и «наблюдателей» они стали активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ.
• повысилось внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ.
• родители стали более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
• обогатился опыт межличностного взаимодействия детей и родителей.
Таким образом, использование новых форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, поэтому использование этих форм в работе оправдано, необходимо и должно получить еще большее распространение в дошкольных учреждениях.
Слайд №24
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.