Нина Митрофанова
Опыт работы «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье раскрываются возможности использования ИКТ в системе дошкольного образования, в частности в области физического воспитания. Приводятся причины ограниченного использования ИКТ в физическом воспитании старших дошкольников. Одной из причин является отсутствие соответствующих методических наработок по физическому воспитанию в ДОУ. В статье приводятся некоторые теоретические основы использования ИКТ в процессе физического воспитания старших дошкольников. Сформулирована общая концепция использования ИКТ в физическом воспитании старших дошкольников.
Публикация «Опыт работы „Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- Темочки
Ключевые слова: модернизация дошкольного образования, достоинства использования ИКТ, формы использования ИКТ в дошкольных образовательных учреждениях, мультимедийные презентации, здоровый образ жизни, наглядность, большой экран.
Одно из условий профессиональной деятельности педагога владение ИКТ- компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Информационные технологии позволяют проявлять творчество, побуждают к поиску новых нетрадиционных форм организованной деятельности с дошкольниками. Одно из средств ИКТ — мультимедийная презентация и проморолики, удобные для подачи информации детям. Компьютер способен синтезировать и воспроизводить звук, анимацию и видео для достижения спецэффектов и интегрировать всё это в мультимедиа презентацию.
Достоинства использования ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы :
-делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным занятиям;
-оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, -обеспечивают оперирование большим объемом информации;
обеспечивают эмоциональность, наглядность, красоту, эстетику оформления -физкультурно-оздоровительных мероприятий;
-способствуют адаптации ребенка в современном мире и формированию информационной культуры.
Формы использования ИКТ в совместной деятельности с детьми:
-презентации обучающего и развивающего вида (физические упражнения, гимнастика, виды спорта, история олимпийских игр, здоровый образ жизни и др.);
-непосредственно образовательная деятельность в игровой форме;
спортивные развлечения, досуги, праздники.
В ГОСе дошкольного образования присутствует целевая установка — поощрение инициативы и самостоятельности ребенка. На современном этапе педагог — посредник, поддерживающий инициативу ребенка. Используя в работе мультимедийные презентации с различными героями, где разыгрывается проблемная ситуация, вместе с детьми ее решая, педагог-воспитатель по физкультуре помогает, направляет и поддерживает детскую инициативу.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс мы начали долгосрочно. Тут мы использовали информации об Олимпийских играх. Олимпийские игры — одно из самых ярких спортивных событий в мире. Эстафета Олимпийского огня — ритуал, который традиционно предшествует открытию как зимних, так и летних Олимпийских игр. Дети старшего дошкольного возраста с интересом следили за мероприятиями, связанными с предстоящими спортивными событиями, эмоционально делились мыслями и впечатлениями.
Наряду с положительным опытом в реализации спортивно-познавательного подхода возникла идея продолжить работу и вывести ее на новый уровень: детям старшего дошкольного возраста прививали интерес к здоровому образу жизни.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки ЗОЖ в дошкольном возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека. Для этого был реализован оздоровительно-познавательный подход в форме детско-родительского клуба «Быть здоровым — здорово!».
Перед нами стояли задачи: расширить знания детей о здоровье и здоровом образе жизни при помощи совместных мероприятий с родителями.
Для этого разрабатывались сценарии игр-занятий и картотеки мультимедийных презентаций:
«Тело человека», «Глаза — помощники человека», «Чем мы дышим», «Зачем чистить зубы?», «Что нужно делать, когда болеешь?», картотеки упражнений, направленных на профилактику осанки, плоскостопия. Результаты анкетирования родителей воспитанников показали, что в повседневной жизни дети стали осознанно относиться к собственному здоровью и гигиене, родители — применять на практике знания, полученные в ходе реализации подхода.
В дошкольном образовательном учреждений где проходит экспериментальные работы организован шахматный кружок для детей подготовительной группы. Цель данной образовательной работы — развитие волевых качеств и умственных способностей старших дошкольников, а также выявление одаренных детей.
Одно из достоинств мультимедийного занятия — усиление наглядности. Как говорил К. Д. Ушинский: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усваивает их на лету.».
Создав программу кружковой деятельности, цикл занятий с применением ИКТ, мы разработали мультимедийные презентации по обучению детей игре в шахматы, составленные на основе наглядных картинок и дидактических игр.
Таким образом достигается ряд положительных эффектов:
-эмоциональное обогащение занятия; психологически облегчается процесс усвоения;
-расширяется кругозор ребенка.
Данная деятельность находится в стадии реализации.
ИКТ служит эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс, но при этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять.
ИКТ позволяют также решать задачи в процессе обучения детей основным видам движений и развития физических качеств. Например, с зайчиком мы учимся прыгать, со старшими дошкольниками рассматриваем технику выполнения основных видов движений при помощи заблаговременно снятых видеороликов с детьми подготовительной группы. Видя себя или товарища на экране, дети подражают, более качественно выполняя движения, чтобы стать «героем» следующей презентации.
Дошкольников привлекает новизна проведения мультимедийных занятий, они охотно выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем комплексы общеразвивающих упражнений, зрительных и дыхательных гимнастик. На экране появляются картинки-символы различных упражнений, красочные подвижные схемы-задания с героями мультфильмов.
Мультимедийные презентации позволяют сделать физкультурное занятие более интересным и динамичным. За счет высокой динамики эффективно усваивается учебный материал, тренируется память, улучшается качество выполнения основных видов движений, развиваются воображение и творческие способности.
Наши педагоги продолжают работу в данном направлении с учетом интересов воспитанников и для более качественного решения поставленных образовательных задач.
Таким образом, изучив педагогическое воздействие компьютерных обучающих программ на усвоение основ знаний по физической культуре и здоровому образу жизни детьми, мы установили, что улучшение показателей в экспериментальной группе детей, повышение уровня сформированности компонентов, формирование осознанно активного отношения к физической культуре связаны с реализацией педагогических условий эксперимента.
Это позволяет говорить, что использование компьютера и комплекса методических приемов организации занятий с дошкольниками создало условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, обеспечило эмоциональное подкрепление и повышение уровня развития компонентов мотивационно-ценностного отношения, позволило детям осознать их субъективное положение в деятельности по освоению ценностей физической культуры.
Разработанная и внедренная нами методика использования ИКТ в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволила существенно активизировать процесс обучения детей основам физического воспитания, повысить качество обучения, что показали результаты проведенного нами педагогического эксперимента.
Учитывая особенности процесса обучения в дошкольных образовательных учреждениях и исходя из того, что основной целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, мы предлагаем следующую концепцию внедрения информационных компьютерных технологий в воспитательно- образовательный процесс дошкольных учреждении :
Использование информационных компьютерных технологий обучения целесообразно начинать с детьми 5–6 лет.
Подготовка преподавателей дошкольного образовательного учреждения должна иметь решающее значение, практика показывает, преподавателей способных эффективно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе с детьми очень мало.
На наш взгляд, целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами воспитательно-образовательной работы.
Список использованной литературы :
1. Гурьев С. В., Прокопенко В. И. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников : Учеб. -метод. пособие. Екатеринбург, 2003. 105 с.
2. Гурьев С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников : методология, теория, практика: моногр. / С. В. Гурьев; Рос. гос. проф. - пед. ун-т. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. 143 с.
3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Москва. - 2011.
4. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии. Москва. - 1996.