Дудка Сабина Викторовна
Использование игровых пособий Б. П. Никитина как средство развития пространственного мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий. Именно поэтому педагогам и родителям так важно еще большее внимание уделять развитию у ребенка-дошкольника умение логически мыслить, анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, самостоятельно приобретать знания. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б. П. Никитина, позволяет приобрести данные качества. Оно способно выделять главные, сущностные черты, выходить за пределы чувственного опыта и путём рассуждений дать возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы, отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, получить истинные заключения.
Публикация «Использование игровых пособий Б, П, Никитина как средство развития пространственного мышления у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Технология развивающего обучения игр Б. П. Никитиных – это принципиально иное построение учебной деятельности, суть концепции которой заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу, как для педагога, так и для самого ученика.
При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся, прежде всего, способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается мышление, воображение, внимание, память, воля.
В центре внимания педагога в рамках развивающего обучения оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности детей по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат, а отношение ребенка к материалу, желание не только изучать его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.
Игры Никитина замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий. Некоторые задачи под силу деткам с одного года, а с некоторыми непросто справиться даже взрослым.
Методика раннего развития Никитиных основана на детском восприятии мира через занятия и игры. Учитывая детские возможности и желания, взрослый просто осторожно направляет ребенка. Игры Никитина, в которых задействованы и взрослый и ребенок, направлены на развитие интеллекта ребенка. Кроме того, в этих играх заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.
«Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!» (Б. П. Никитин)
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям».
Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :
- игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
К развивающим играм Никитина относятся игры : «Уникуб», «Сложи узор», «Кубики для всех», «Рамки и вкладыши Монтессори» и множество других.
Игра «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»
Данная игра развивает детей в нескольких направлениях:
1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
2) готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает “твердость руки”, умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;
3) знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур.
Степень вариативности игр очень высока, Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее усложнить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Использование развивающих игр Никитина в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий к познавательной игровой деятельности, организованной совместно со взрослым или самостоятельно.
В результате работы по данным пособиям :
1. Тренируется память
2. Малыш учится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения
3. Развивается настойчивость
4. Расширяется познание окружающего мира, развивается пространственное мышление, воображение
5. Развивается мелкая моторика
Таким образом, педагогическую технологию развивающих игр Б. П. Никитина в полной мере можно считать соответствующей основным характеристикам развивающего обучения.
Используемая литература :
1. А. Коптева, А. Мокшева, С. Семченко. Методические рекомендации к комплекту развивающих игр и пособий «Развивающие игры Никитиных». Королев. 2017 г.
2. Ж. Кац «Сложи узор», варианты игр и заданий с играми Никитина. МЦНМО. 2019 г.
3. Толстикова О. В., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста : методическое пособие. Екатеринбург: ИРО. 2013 г.