Александра Каракещишян
Использование игр-головоломок для формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР –ГОЛОВОЛОМОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Каракещишян Александра Андреевна
Воспитатель
МБДОУ ЗАВОРОНЕЖСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Аннотация: В статье рассмотрено применение игр – головоломок для развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В статье акцентируется внимание на педагогическую целесообразность применения игр – головоломок в работе со старшими дошкольниками, перечисляются виды игр на развитие геометрических представлений, развития памяти и логического мышления.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: развитие геометрических представлений, игры- головоломки, форма, величина, восприятие.
Выпускник детского сада, поступая в начальную школу, сталкивается с необходимостью иметь полноценные математические знания, включающие в себя понятия о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Важное место в них отводится формированию математических и геометрических представлений. В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах. В детских садах дети должны познакомиться с основными фигурами: кругом, овалом, прямоугольником, треугольником, квадратом; научиться их различать и называть, сравнивать между собой, составлять одни геометрические фигуры из других.
Для дальнейшего успешного обучения в школе и для полноценного развития ребенка в целом необходимо формировать геометрические представления, ведь первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму.
Е. И. Тихеева, в своем труде «Современный детский сад. Его значение и оборудование» делает акцент на том, что: «…формирование представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте одна из сложных задач в интеллектуальном развитии ребенка. Современное общество определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с геометрическими фигурами и их разновидностями» [5].
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и форме предмета в плане сенсорного восприятия, рассматривали такие педагоги как А. А. Столяр, А. М. Леушина, Л. А. Парамонова.
А. А. Столяр в своей книге «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» делает акцент на то, что «… познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путём активного осязания, ощупывания её под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов» [1].
В старшем дошкольном возрасте уже многие дети умеют правильно показывают форму предметов, имеющих форму круга, прямоугольник, находить их в пространственной среде. Однако уровень обобщения понятий еще невысок и поэтому дети могут не узнавать знакомую им форму предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Дошкольника приводят в замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или маленькие размеры фигур. Название фигур дети часто смешивают или заменяют их. Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия : зрительное, тактильное и слуховое. Для этого можно использовать игры головоломки на плоскостное моделирование. Игры – головоломки разработаны для лучшего освоения старшими дошкольниками формы, размерных отношений, и специально ориентированы на обогащение опыта интегрированного освоения дошкольниками представлений и умений, в них должным образом смоделированы математические отношения и закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
Примеры игр-головоломок, используемых в ДОО для детей дошкольного возраста :
1. Игры на составление объё мных фигур из кубиков: «Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех».
2. Игры «шнурковые» : составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций, завязывание и развязывание узлов, схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы.
3. Игры с палочками (спичками, полосками) : задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался.
4. Игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур : «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг».
5. Лабиринты: графические и механические, динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3 - 4 ходов.
6. Также можно использовать и игры комбинаторного характера: стратегические шашки и шахматы.
В основе всех этих логических игр лежат развивающие занимательные задания, которые дают возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Согласно методике, знакомство с играми – головоломками надо начинать постепенно. Вначале дошкольник должен узнать название игры, рассмотреть набор фигур, далее, в процессе знакомства с игрой, дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур. Ценность игр – головоломок в том, что различная степень сложности позволяет учитывать, как возрастные, так и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры. В процессе игр - головоломок ребенок воссоздает на плоскости различные силуэты предметов по предложенному образцу или собственному замыслу. Затем можно усложнить задания - из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку или из наборов 2-3 разных игр-головоломок составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.
Включая игры-головоломки в образовательную деятельность, можно получить хорошие результаты. Игры увлекают детей, они с удовольствием включаются в эту деятельность. Во время проведения подобранных игр-головоломок большинство детей проявляет активность, большой интерес к процессу, по мере прохождения практической части нашей работы дети все чаще организовывают эти игры самостоятельно. Благодаря играм-головоломкам у детей концентрируется внимание, развивается интерес даже у самых «несобранных» детей дошкольного возраста. При использовании игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Логические игры-головоломки воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
В заключении, можно сделать вывод, что игры- головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.
Список используемой литературы
1. Березина, Р. А., Михайлова З. А., Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р. А. Березина, З. А. Михайлова, А. А. Столяр – М. : АльянС, 2020. – 304c.
2. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений / А. М. Леушина – М. : АльянС, 2020. – 368 с.
3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова - М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с
4. Столяр, А. А. Давайте поиграем / А. А. Столяр – М. : Принт, 2013. – 123 с.
5. Тихеева Е. М. Современный детский сад. Его значение и оборудование / Е. М. Тихеева – М. : Электронная книга, 2020.- 322с.
6. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 2012. – 64 с.
THE USE OF PUZZLE GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF GEOMETRIC REPRESENTATIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Karakeshishyan Alexandra Andreevna
Mentor
MBDOU ZAVORONEZHSKY KINDERGARTEN
Abstract : The article discusses the use of puzzle games for the development of geometric representations in older preschool children. The article focuses on the pedagogical expediency of using puzzle games in working with older preschoolers, lists the types of games for the development of geometric representations, the development of memory and logical thinking.
Keywords : development of geometric representations, puzzle games, shape, magnitude, perception.