мария шахтарина
Использование фитнес-технологий в ДОУ. Организация занятий по физической культуре с элементами детского фитнеса
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование фитнес - технологий в ДОУ. Организация занятий по физической культуре с элементами детского фитнеса»
В настоящее время в ДОО вводятся дополнительные развивающие занятия: аэробика ритмика, спортивные танцы; появляется много детских садов с бассейнами; расширился спектр фитнес – технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях, которые могут использоваться в рамках физкультурных занятий или в качестве дополнительных. Такие занятия вводятся в программу ДОО для того, чтобы обычные физкультурные занятия стали действительно интересными, развивающими, познавательными и увлекательными.
Публикация «Использование фитнес-технологий в ДОУ, Организация занятий по физической культуре с элементами детского фитнеса» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
Что такое фитнес?
Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции.
Специалисты, инструктора по физической культуре наконец осознали, что занятия для детей –это не копирование занятий для взрослых, у детского фитнеса есть своя специфика. Эти занятия должны обеспечивать целостность педагогического процесса, нести соответствующую физическую нагрузку, что бы не только разевать и оздоравливать занимающихся, но ещё и проявлять интерес у детей и быть увлекательными для них. Занятия для детей с элементами фитнес- технологий должны быть не принудительной обязанностью, а интересной формой деятельностью
Задачи детского фитнеса
-оптимизация роста и развитие опорно–двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- совершенствовать физические способности (гибкость, развивать мышечную силу, скорость, координацию, выносливость);
- развивание психических качеств: воображение, внимание, память, умственные способности;
- развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, сердечно – сосудистой системы, кровообращения, и нервной системы организма;
- создание условий для психоэмоциональных положительных состояний детей;
- воспитание умений выражать эмоции, закрепощенность и творчество в движении;
- повышение интереса и увлечение к физкультурным занятиям.
В детском фитнесе есть несколько направлений.
-Ритмическая гимнастика-система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру и выполняемые под ритмическую музыку.
-Зверобика- аэробика подражательного характера, весёлая и интересная детям. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, двигательную память, быстроту реакций, ориентировку в пространстве, внимание, фантазия и т. д.
-Логоритмика- физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений и речь ребенка.
-Фитбол-гимнастика-гимнастика на больших разноцветных мячах (фитболах)
Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки
-Степ аэробика- танцевальная аэробика с применением специальных платформ- степов. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое состояние ребенка
-Игровой стретчинг- оздоровительная методика, которая направлена на укрепление позвоночника и основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
- Подвижные игры под ритмичную музыку с использования современного оборудования.
-Освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики, упражнения на укрепление свода стопы.
Организация занятий по физической культуре с элементами детского фитнеса для детей старшей 5-6лет и подготовительных групп 6-7 лет
Структура занятий условно делиться на вводную, основную и заключительную части.
В водной части занятий упражняем детей в разных видах ходьбы и бега под ритмическую музыку, включая игровые упражнения на укрепление мышечного корсета дошкольников и музыкально-ритмические упражнения для общего «разогревания» организма и подготовке его к предстоящей работе.
Вводная часть занятий по физической культуре длиться для старших групп 4-6 минут; для подготовительных групп 5-6 минут
В основной части решаться задачи развития двигательных навыков и умений, формирования физических качеств, воспитания решительности, активности.
Основная часть занятий по физической культуре длиться для старших групп 18-20 мин; для подготовительных групп 20-25 мин
В начале основной части занятий разучиваем общеразвивающие упражнения. При составлении комплекса ОРУ учитываем особенности возраста, физическую подготовленность детей. В комплексе ОРУ включаем упражнения из различных исходных положений и для всех групп мышц, необходимых для развития физических качеств.
Многие общеразвивающие упражнения проводим с предметами, что оказывает положительное влияние на освоение движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Все упражнения с предметами требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Дети с большим удовольствием выполняют общеразвивающие упражнения под музыку, музыкально-ритмические композиции- группы упражнений, объединённые единым смысловым значением. Движения под ритмичную музыку отвечаю многим потребностям детей, в том числе и в движении, которое им так необходимо. Комплексы упражнений должны быть достаточно интенсивными, следует давать определённую нагрузку на организм занимающихся. Включаем в занятия элементы фитбол-гимнастики, степ-гимнастики. (описание представлено в книге А. А. Нечитайлова., Н. С. Полунина., М. А. Архипова «Фитнес для дошкольников»)
Далее предлагаем детям выполнить разнообразные основные виды движений, рекомендуемые общеразвивающей программой, которые соответствуют возрасту детей, движения подражательного характера под соответствующую музыку- Интерес к занятиям повышает введение упражнений с элементами акробатики под редакцией «Веселая зарядка», тренирующих крупные группы мышц (описание упражнений представлено в книге К. К. Утробиной «Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет», а также упражнений игрового стретчинга (описание представлено в книге Е. В. Сулим «Детский фитнес. Физкультурные занятия 5-7 лет)
Подвижная игра – одна из составляющих основной части занятия и имеет большое значение как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются виды движений: ходьба, бег, метание, лазание, прыжки, равновесие, а также некоторые специальные упражнения для укрепления и развития отдельных групп мышц. В процессе игр создаются благоприятные условия для закрепления двигательных навыков, которые становятся более точными, координированными, общеразвивающих упражнений развития и совершенствование моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков в жизни в коллективе. Подвижные игры подбираем с учётом возрастных, физических возможностей детей и содержанием образовательной деятельности. На занятиях детям предлагаем подвижные игры с музыкальным сопровождением, с использованием мячей фитболов и другого современного оборудования
Заключительная часть занятия направлена на постепенный переход от повышенной двигательной деятельности к спокойной. Заключительная часть занятий по физической культуре длиться для старших групп 3-4 мин; для подготовительных групп 4-5 минут Нагрузка здесь значительно снижается за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении. мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах (описание представлено в книге Е. В. Сулим «Занятия физкультурой: игровой стретчинг для дошкольников, элементы самомассажа, спокойные музыкальные игры, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации, упражнения партерной гимнастики. Партерная гимнатика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Партерная гимнастика- это система специально подобранных физических упражнений, отличительной чертой которых является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении лежа, сидя, на боку, из различных упоров.
В заключительной части даём общую положительную оценку деятельности детей, хвалим их и поддерживаем, вызывая тем самым интерес к занятиям физической культурой.
На занятиях мы стремимся создать ситуацию успеха (благоприятного психологического климата, учить детей анализировать полезность и важность приобретенных умений.
Такие занятия по физической культуре с элементами детского фитнеса могут быть использованы в работе с детьми инструкторами по физической культуре, воспитателями, родителями которые хотят воспитать своих малышей крепкими, здоровыми, жизнерадостными!
Список литературы:
Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. -М. : ТЦ Сфера, 2015.- 224 с. (Растим детей здоровыми).
Сулим Е. В. Занятия физкультурой: игровой стретчинг для дошкольников. - 3-е изд., дополн. и испр. - М. : ТЦ Сфера, 2017.-112 с. -(Будь здоров, дошкольник)
Нечитайлова А. А. ., Полунина Н. С., Архипова М. А. Фитнес для дошкольников. -СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-160 с.