Лучший педагог года

Исследование склонности к девиантному поведению у воспитанников детского дома (1 фото)

Хабибуллина Гульназ
Исследование склонности к девиантному поведению у воспитанников детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

Г. З. Хабибуллина,

Воспитатель средней группы МБДОУ №214.

Аннотация. В данной статье представлено исследование склонности к девиантным формам поведения у подростков и детей, воспитывающихся в детском доме. В работе исследуется склонность к девиантному поведению подростков и детей, определяется уровни проявления отдельных форм отклоняющегося поведения (агрессии, враждебности, тревожности) и особенности поведения в сложных жизненных ситуациях.

Публикация «Исследование склонности к девиантному поведению у воспитанников детского дома» размещена в разделах

Ключевые слова: подростки, дети, девиантное поведение, детский дом, склонность к девиантным формам поведения, девиантного поведения, агрессия, тревожность.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации.

Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной социологической литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект - подростковая девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в подростковом возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Б. М. Левина; современной социологии права В. П. Казимирчука и другие.

Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Б. П. Битинас, И. С. Кон, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. А. Невский и другие.

Проблеме проявления девиантных форм поведения у подростков, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы Ю. Р. Вишневского, И. А. Горьковой, Г. А. Гурко, А. Н. Елизарова и другие

Целью представленного исследования явилось изучение склонности детей и подростков, находящихся в детском доме, к девиантным формам поведения. В задачи исследования входило выявление видов реакций агрессивности и враждебности, уровня проявления личностной тревожности и школьной тревожности у учащихся и особенностей поведения подростков и детей в сложных (стрессовых) ситуациях, а также определение стратегии поведения в таких ситуациях.

В исследовании приняли участие 26 респондентов, находящихся в детском доме, в возрасте 7-17 лет (13 мальчиков и 13 девочек).

Для изучения склонности к девиантным формам поведения использовались следующие методики:

1. Личностный опросник исследования агрессивности А. Басса -А. Дарки. По методике выделяются следующие виды реакций: физическая агрессия ; косвенная агрессия; раздражение ;негативизм ;обида ;подозрительность ;вербальная агрессия ;чувство вины.

2. Методика диагностики уровня школьной тревожности А. Филлипса. Методика определяет сферу школьных проблем: 1. Общая тревожность в школе 2. Переживание социального стресса 3. Фрустрация потребности в достижении успеха 4. Страх самовыражения 5. Страх ситуации проверки знаний 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей. Диагностика тревожности ребенка в типичных для него жизненных ситуациях. Методика выявляет внутреннее отношение данного подростка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношения его с окружающими людьми, в частности в семье, в школе.

По данным исследования методики Басса-Дарки: индекс враждебности составляет 6,8; индекс агрессивности - 17,3, что и соответствует норме индекса агрессивности и враждебности по методике Басса-Дарки.

У подростков наиболее выражена агрессивность(17,3, т. е. слабо владеют адекватными способами поведения. У них низкий уровень контролирования своих эмоций. Что может служить причиной возникновения конфликтов. Наблюдения за этими подростками показывает, что наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что дети подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию (5,6, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии (5). В данной выборке подростков практически не выражены в поведение такие виды агрессивного поведения как обида(3,3) и негативизм(2,4).

По методике исследования тревожности выявили, что у подростков данной группы все факторы, кроме «страха не соответствовать ожиданиям окружающих» (средний показатель 43 балла, характеризующей значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, находятся в пределах нормы. А фактор низкой физиологической сопротивляемости стрессу является значительно пониженным(17,5), что означает отражение психофизиологической организации, которые снижают приспособляемость к стрессовым ситуациям и повышают вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожащие особенности окружающей среды.

Также можно выделить средние показатели в структуре школьной тревожности такие составляющие, как «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (средний показатель 38,3 балла, выражающий негативный эмоциональный фон, связанный с отношением ребенка с учителями и снижающий способность к эффективному обучению, что приводит к блокированию потребности в достижении успеха (33,2балла, т. е. не позволяет ребенку развивать свои потребности в достижении успеха, получить высокий результат (фактор фрустрации потребности). Вероятно, что тревога школьников в значительной степени обусловлена ощущением угрозы собственному Я, угрозы самооценке, характерной для подросткового возраста. При этом обращают на себя внимание высокое значение стандартного отклонения выраженности «страха самовыражения» у двоих испытуемых детского дома, показатели которых равны 67 и 83. Это позволяет говорить о том, что диапазон индивидуальных проявлений этого вида страха самораскрытия достаточно широк.

Проективная методика тревожности Р. Тэмлл, В. Дорки, М. Амена у 5-х детей с возрастом 7-11 лет выявило средний и высокий уровень тревожности. Индивидуальная беседа с каждым ребенком позволило обнаружить отрицательно эмоциональный опыт этих детей в этой или в аналогичной ситуации.

Выявление уровня тревожности позволяет оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми в школе и в детском доме.

По результатам теста установлено, что у четверых испытуемых – средний уровень тревожности (43% - 50 %, что может свидетельствовать о неуверенном отношении в поведении с окружающими людьми. И у одного ребенка – высокий уровень (57%, что свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям.

Таким образом по методикам исследования у воспитанников детского дома выявляется возвышенное агрессивное поведение, что свидетельствует о причине возникновении конфликтов, которая может проявляться в виде вербальной и доходить до физической агрессии.

Также было выделено средний показатель в структуре школьной тревожности, которое позволяет говорить, что большинство учащихся детского дома характеризуются значимостью других в оценке своих результатов и выявлен средний уровень тревожности, что свидетельствует о неуверенном отношении в поведении с окружающими людьми

Исследование склонности к девиантному поведению у воспитанников детского дома
Публикации по теме:

«Я творец своего будущего». Методическая разработка профориентационного занятия для воспитанников детского дома Содержание Введение…. .3 Ход занятия «Я творец своего будущего»….…. … .5 Заключение….

Консультация «Портрет современного воспитателя детского дома» "Портрет современного воспитателя детского дома" Воспитатель - это звучит гордо. Это первый, после мамы, учитель, который встречается детям.

Задачи образовательной деятельности по обучению воспитанников второй младшей группы безопасному поведению на дороге С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит.

Классный час для воспитанников детского дома «Что такое толерантность?» Классный час "Что такое толерантность?" Цели: • познакомить воспитанников с понятием “толерантность”. • развить способности адекватно и.

Фотоотчет о конкурсе «Абилимпикс» с участием воспитанников дома-интернатаФотоотчет о конкурсе «Абилимпикс» с участием воспитанников дома-интерната 05 сентября 2019г. в пгт. Тымовское СПЦ №2 прошел Региональный чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс», где принимали участие.

Консультация «Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни» Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений.

Сценарий мероприятия по выявлению творческих способностей воспитанников детского дома «Арлекин в стране детства»Сценарий мероприятия по выявлению творческих способностей воспитанников детского дома «Арлекин в стране детства» ценарий на краевой смотр-конкурс концертных программ «Чудеса случаются в детстве» КГКУ детского дома №18 с. Отрадное. «Арлекин в стране.

Сценарий юбилея детского дома «От сердца к сердцу» Под музыку выходят 2 ведущих Ведущий 1: С днём рождения! Ведущий 2: С юбилеем! Ведущий 1: С юбилеем, детский Дом! Ведущий 2: Славен Дом.

Влияние профориентационной программы на формирование склонности дошкольника к выбору профессии Влияние профориентационной программы на формирование склонности дошкольника к выбору профессии. Каждый человек на земле мечтает обрести.

Фотоотчет о ежегодном участии воспитанников детского дома в праздновании 9 маяФотоотчет о ежегодном участии воспитанников детского дома в праздновании 9 мая Воспитанники моей группы ежегодно принимают участие в праздновании 9 мая. С большим восторгом смотрят Парад победы по телевизору, принимают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование склонности к девиантному поведению у воспитанников детского дома
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 21:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование склонности к девиантному поведению у воспитанников детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Хабибуллина Гульназ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД