Лена Лысова
Инновационные формы организации методической работы в ДОУ
Инновационные формы организации методической работы в ДОУ
Старший воспитатель МБДОУ «Д/с №18»
Лысова Елена Николаевна
Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресур-сом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федераль-ного государственного образовательного стандарта дошкольного образова-ния главным условием перехода на стандарт называют кадровые условия.
Публикация «Инновационные формы организации методической работы в ДОУ» размещена в разделах
Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональ-ными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессио-нальными умениями и навыками, компетенциями.
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готов-ностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению сво-его педагогического мастерства призвана специально организованная мето-дическая работа.
Особая роль методической работы проявляется в активизации человеческо-го фактора - личности и творческой деятельности педагогов. Поэтому глав-ные ориентиры методической работы в настоящее время - управляемый каче-ственный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост инте-грационных возможностей всего коллектива ДОУ.
Повышение эффективности методической деятельности необходимо для достижения результативности образовательной деятельности педагога. Ис-пользуя различные формы работы с педагогическими кадрами, можно обес-печивать непрерывность образования педагогов дошкольных учреждений.
Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоя-щих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых нахо-дятся дошкольные образовательные учреждения.
Традиционные организационные формы такой работы, такие, как педагоги-ческий совет, семинар, практикум, консультирование, давно известны всем, кто имеет представление о методической работе.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отво-дилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эф-фективности и недостаточной обратной связи.
Именно поэтому сегодня возникает необходимость использовать новые, ак-тивные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в дея-тельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Формы методической работы определяются с учетом деятельностного под-хода в обучении педагогов.
В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные, по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные).
Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродук-тивную деятельность, опираются на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую дея-тельность педагогов, ориентированы на зону ближайшего развития педаго-
гов. Интерактивные формы предполагают создание нового образователь-ного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.
По классификации, предложенной С. Г. Молчановым, формы методической работы делятся на :
1) Репродуктивные.
2) Репродуктивно-эвристические.
3) Эвристические.
4)Эвристико-продуктивные.
5) Продуктивные
Самыми эффективными и действенными, как показывает практика, являют-ся интерактивные организационные формы работы с педагогическим кол-лективом.
Интерактивные формы предполагают интенсивную обратную связь, ак-тивность со стороны всех участников.
И если на ваши плечи легла такая важная часть работы, как организация ме-тодической работы, то знание принципов организации интерактивных форм такого взаимодействия, будет гарантировать успех на всех этапах этой рабо-ты.
Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсу-ждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.
К интерактивным организационным формам работы с педагогическим кол-лективом относятся:
- традиционные, - инновационные,
- новейшие.
Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.
Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг.
ТРЕНИНГ: Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный ре-жим.
Тренинг - запланированный процесс, задачей которого является форми-рование или пополнение теоретических знаний и практических навыков пе-дагогов, формирование или выяснения отношения участников учебно-воспитательного процесса к определенной идее с целью ее изменения или обновления.
СЕМИНАР - форма научно-методической работы с педагогическими кад-рами, направленная на повышение их квалификации в процессе обсуждения проблемных вопросов, докладов, выступлений, посещенных учебно-воспитательных мероприятий.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ: ориентирует педагогов на изучение новей-ших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических
проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, разви-вает находчивость. Педагогический ринг предполагает атаковать соперника вопросами, на которые должен быть оперативно дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. строятся на экспромт - методе активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Предлагается ситуации, из ко-торой предлагаются способы выхода. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога? Несомненно, педагогическая ситуация - совокуп-ность условий и обстоятельств, требующих быстрого принятия педагогиче-ски правильного решения.
«СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ» - обсуждение, имитирующее судебное разби-рательство (слушание дела). «Слушается дело о нарушении педагогической этики». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующая – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели. Свидетели со-общают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ТЕХНИКА «АКВАРИУМА» - форма диалога, когда пе-дагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».
Что дает эта форма педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
ДЕЛОВАЯ ИГРА - это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических си-туациях. Эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства : наглядную агитацию, тематиче-ские выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предваритель-ная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по про-блеме.
ДИСКУССИОННЫЕ КАЧЕЛИ (разновидность дискуссии) : аудитория де-лится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.
«МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ)». краткосрочное разовое объединение группы педагогов с целью овладения конкретной методической идеей, приемом или задачей поиска новых путей решения сложной учебно-методической проблемы. Группа из нескольких человек активно обсуждает и решает проблему; лидер группы озвучивает общее решение.
БАНК ИДЕЙ - это рациональный способ коллективного решения проблем ОО.
МАСТЕР – КЛАСС (ПРАКТИКУМ). Его основная цель – знакомство с пе-дагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ «АТЕЛЬЕ» : педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и прак-тическими рекомендациями по ее реализации.
«КИНОШКОЛА» : педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой). Показ без ком-ментариев. По данным педагогом критериям коллеги оценивают уровень раз-вития детской деятельности.
ТВОРЧЕСКИЙ ЧАС - работа небольшими коллективами, где разраба-тываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые техники и технологии.
ВЫСТАВКИ – ЯРМАРКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ: публичное пред-ставление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно под-готовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и само-образованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - профессио-нально-личностный рост педагогов ОО. Благодаря этой форме работы с педа-гогами создаются условия для публичного представления лучших образцов профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.
АУКЦИОН - форма творческой «купли-продажи» педагогических идей, мыслей, изобретений с целью усвоения определенных понятий по опреде-ленной теме, проблеме, конкретному предмету; распространение творческих идей педагогов-практиков, опыта их работы по определенной проблеме, дру-гих педагогических и методических находок.
КРУЖКИ КАЧЕСТВА организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка являет-ся наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.
КОУЧИНГ – СЕССИЯ: интерактивное общение. Развивающее консульти-рование, дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомен-даций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффек-тивности.
Коучинг в педагогике подразумевает, что один из педагогов берёт на себя роль коучера (наставника) и проводит коучинг-сессию с другими педагогами. Коучинг-сессия – это диалог. Задавая вопросы, коуч помогает сфокусировать внимание педагога на истинной цели в работе, увидеть желаемый результат. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива.
Это – удивительная смесь задушевной психотерапии, горячего обсуждения, высказывания идей в духе мозгового штурма и рассказов о личных историях педагогического успеха. И не обязательно изучать особенности коучинга, чтобы стать успешным коучером от педагогики: достаточно вжиться в роль доброжелательного наставника, готового выслушать и поделиться опытом.
КВИК – НАСТРОЙКА: индивидуальное обучение и настройка от профес-сионалов на успешную работу :
-Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь!
-Вы самые лучшие и красивые!
-Чем дольше Вы работаете, тем дороже Вас ценят.
-Нет лучше любимой работы : стареть не дает.
-Трудности закаляют на пути к счастью.
Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмо-циональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития.
КЕЙС – МЕТОД : неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педаго-ги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование уме-ний есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овла-дение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие твор-ческих способностей.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с мо-
лодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые
в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.
В нашем учреждении используются следующие формы работы :
Консультация - парадокс или консультация с запланированными
ошибками. (3)
Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспек-там излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анали-зировать. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что
в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.
Традиционной стала работа "Школы педагогического опыта". Коллеги-ально отбирается проблема, которая прорабатывается в ходе заседаний. Ре-зультатом являются коллективно разработанные рекомендации, перспектив-ные планы, технологические карты, конспекты и т. п.
Эффективно проходят занятия в "Школе молодого педагога", где исполь-зуется многообразие методов работы с начинающими воспитателями.
Для выявления и обобщения педагогического опыта организуем педагоги-ческие чтения. Педагоги делают краткие сообщения, сопровождая их де-монстрацией наработанного практического материала, который может быть представлен в виде выставки авторских пособий, фоторепортажей, слайд-
презентаций. Каждый доклад обязательно обсуждается всем педагогическим коллективом.
В нашем учреждении созданы определённые условия для профессионально-го роста педагога путем самообразования. Выбор темы по самообразованию определяется с учетом индивидуального опыта и профессионального мастер-ства каждого воспитателя. Очень важно чтобы тема была связана с приори-тетным направлением деятельности ДОУ. Это позволяет педагогам решить совместно задачи ДОУ (общие) и задачи самообразования (частные). После определения проблемы, темы по самообразованию каждым педагогом со-ставляется план работы. Педагогу важно собирать, накапливать факты, выво-ды. Ими они могут воспользоваться на семинарах, советах педагогов, участ-вовать в дискуссиях, конкурсах и т. д, т. е. на мероприятиях, позволяющих предоставить практическую реализацию темы по самообразованию.
Активно используются деловые игры.
Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т. е. как бы руководят этими процессами, но с во-ображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо про-цесса, вида детской деятельности. В нашем учреждении имитационные игры хорошо себя зарекомендовали при проведении школы молодого педагога, на семинарах-практикумах по оздоровлению детей.
Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведе-ние педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т. д.
Активно используем традиционные открытые просмотры, причем на практике сложились следующие варианты с условными названиями:
"Скорая помощь"
Это организация по заявкам педагогов открытых показов различных форм работы с дошкольниками, которые проходят адресно, т. е. на них оказывается помощь тем воспитателям, кто в ней нуждается.
"А что у вас?"
Взаимопросмотры с целью изучения и анализа состояния какого-либо во-проса, одной из образовательных областей; коллективные наблюдения за реализацией рекомендаций педсоветов, семинаров.
"Обучающие занятия".
Суть этого открытого просмотра в том, что коллеги присутствуют не как наблюдатели, а как соучастники. Для этого педагог сначала знакомит с про-ектом будущей образовательной деятельности (поставленные задачи, средст-ва решения, возможности детей и т. п.). После просмотра проходит самоана-лиз воспитателя (что удалось реализовать, причины, эффективность:) и кол-лективное обсуждение.
"Творческие достижения педагогов".
Демонстрируются достижения каждого педагога по итогам работы, обозна-чаются перспективы и формулируются проблемы, требующие решения в бу-дущем году.
Одна из форм по передаче педагогического опыта, системы работы, автор-ских находок - мастер-класс. Его проводят педагоги с высшей категорией, так как важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать о том, при помощи каких ме-тодов и приемов они были достигнуты. Обычно это проходит в форме круг-лого стола, на котором обсуждаются актуальные вопросы, и все участники активно высказываются.
Конкурсы и фестивали - являются содержательными формами работы, они активизируют педагогов, помогают систематизировать результаты деятель-ности, повышают самооценку профессиональной компетентности и готов-ность к педагогическому творчеству.
Коллективному выделению проблем и совместному решению задач способ-ствуют методические мероприятия в форме защиты проекта.
Широко в нашем учреждении используются игровые приемы как часть методического мероприятия.
Дотошный педагог - каждому педагогу предлагается составить список вопросов по выбранной теме, побеждает тот, чей список логичнее и длиннее. На педсовете «презентация форм и методов работы с детьми и родителями по охране прав детей» педагогам предлагалось представить себя в роли методи-ста отдела образования и составить список вопросов для проверки системы работы по правовому воспитанию в ДОУ. (3)
«Педагогический салат» - на столе находится салатница. Педагоги, пред-ставляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в са-латницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается и выбирается оптимальное реше-ние. (5)
Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерак-тивных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у пе-дагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуа-циях и помогает провести самоанализ деятельности.
Важно и то, что поддерживается благоприятный психологический климат в коллективе, и на основе общей методической работы создается содружество единомышленников, система методической работы начинает двигаться впе-
ред с ускорением, постепенно становясь саморазвивающейся системой. Пе-речисленные формы методической работы способствуют созданию "педаго-гически грамотной команды", предполагают активное использование воз-можностей каждого п