Мусалова Наталья
Инклюзивное образование
Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним.» Л. Н. Толстой
Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними нет необходимых условий, педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эти и множество других проблем призвано решить инклюзивное образование.
Публикация «Инклюзивное образование» размещена в разделах
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал. Понимание проблем инвалидов, улучшение социальной системы, полноценное образование, уверенность ребенка в себе, общение со сверстниками, воспитание отзывчивости у здоровых воспитанников, гуманизация общества, адаптация и интеграция в социум. Инклюзивное образование в детских садах нужно всем:
– детям с ОВЗ – дети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности и способности;
– нормативно-развивающимся дошкольникам – здоровые сверстники вырастают более толерантными, творческими, общительными, уверенными, менее тревожными и агрессивными;
– -воспитателям - позиция гуманного воспитателя, внутренняя уверенность в возможностях и способностях каждого ребенка, понимание внутреннего мира и поведения каждого ребенка;
– детскому саду – новые ценности, новые образовательные формы, методы и педагогические подходы;
– семье – сохранение семьи, развитие ответственной родительской позиции. Родители, воспитывающие детей-инвалидов, перестают быть изолированной социальной группой.
Проблемы инклюзивного образования.
Инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современном образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов массового образовательного учреждения (профессионального, психологического и методического) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работа с детьми с разными возможностями в обучении и умение учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. «Инклюзивное» образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему
Решение проблем в инклюзивном образовании.
Необходимо создать специальные условия
- Наличие развивающей среды;
-Использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания;
- Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- Предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- Обеспечение доступа в здание ДОО;
- Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.
- Участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса, работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, только при этом условии возможно решение проблем инклюзивного образования.
Педагоги должны следовать принципам включения:
• Принимать детей с инвалидностью «как любых других ребят
• Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи
• Вовлекать детей в групповые формы работы и групповые решения задач
• Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты,
лаборатории, исследования.
Для решения проблем инклюзивного образования должны быть соблюдены принципы дошкольного инклюзивного образования
• Принцип индивидуального подхода
• Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
• Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников
Принцип междисциплинарного подхода
• Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания
• Принцип партнерского взаимодействия с семьей
• Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
Заключение.
В процессе работы было выяснено, что инклюзия означает включение, добавление, приспособление, то есть вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения. В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям.