Андрианова Ольга
Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одной из основных задач является приобщение детей дошкольного возраста к социальному миру. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155г.) в требованиях к образовательной программе дошкольного образования определяет её, как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста (п. 2.3.).
Публикация «Игровые способы решения детских конфликтов у дошкольников» размещена в разделах
Стандарт указывает на то, что в дошкольных образовательных организациях необходимо создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
В современном мире дети все чаще ощущают на себе трудности в общении со сверстниками. Настоящая дружба, дружеские взаимоотношения и нравственные ценности отходят на задний план, а ведь общение с точки зрения психологии в существенной мере пополняет чувственную сферу детей. Поэтому так важно, начиная с детского сада, научить маленького ребенка понимать чувства других, уметь сочувствовать и сопереживать.
По выражению С. Л. Рубинштейна, «От того, как человек научится строить товарищеские взаимоотношения в детстве, зависит его дальнейшее поведение в коллективе». Формирование у ребенка умения общаться со сверстниками, дружить является одной из важных психологических задач воспитания ребенка дошкольного возраста.
Дружеские отношения – это отношения, в которых ребенку надо быть общительным, вежливым, внимательным, радушным, уважать людей, заботиться о друзьях, делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей. Благодаря формированию дружеских отношений дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, воспитать у него базовое доверие к социальному миру.
Наблюдения в работе с детьми показали, что не все дети умеют сотрудничать друг с другом. Детям, в силу своего возраста, еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается, дети не способны сами, без помощи взрослых решать конфликты.
Отечественные исследователи, Я. Л. Коломинский и Б. П. Жизневский, выделили несколько причин возникновения детских конфликтов[2] :
- выбор общей темы игры;
- выбор состава участников игры;
- из-за распределения ролей;
- из-за выбора игрушек;
- из-за сюжетной линии игры;
- правильность игровых действий.
В дошкольном возрасте конфликтных ситуаций большое множество и многие детские ссоры обычно разрешаются сами собой. Небольшие противоречия - это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром.
Основная цель взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию друг с другом, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться, поэтому в своей работе воспитателю следует применять различные методы профилактики детских конфликтов :
• использование сюжетно-ролевые игры;
• обыгрывание различных конфликтных ситуаций, а также моделирование выхода из них;
• совместное чтение и обсуждение с детьми художественных произведений нравственного содержания;
• просмотр и анализ фрагментов различных мультфильмов с последующим моделированием их новых версий;
• беседы на морально - нравственные темы;
• различные коммуникативные игры.
Если же избежать детских ссор не удалось, педагог, наблюдающий такую ситуацию должен придерживаться следующих правил:
1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не стоит мешать детям получать такой жизненно важный опыт. Однако если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в «речевое» русло.
2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
3. Дайте детям понять, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое.
4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.
5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. [1]
Каждый день педагоги сталкиваются с ситуациями, когда дети в группе ссорятся, ругаются и даже дерутся. Очень важно научить детей мириться друг с другом, жить дружно, вместе играть и быть доброжелательными. Чтобы быстро примирить и научить детей прощать друг друга можно использовать игровые способы решения детских конфликтов.
Установить уважительные взаимоотношения между детьми в группе, сглаживать детские конфликты помогут действия с применением игрушек – «мирилок», игровые стихотворные «мирилки»[3].
«Мирилки» развивают навыки вербального и невербального общения, помогают сосредоточить внимание детей на сверстнике, настроить на совместную групповую деятельность, самостоятельно помириться после ссоры, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе
Сглаживать детские конфликты очень помогают «мирилки» – добрые стишки, которые произносят поссорившиеся малыши.
Важно рассказать детям, что с помощью «мирилок» очень удобно мириться с друзьями. Есть дети, которым сложно сделать первый шаг и принести извинения. «Мирилоки» в игровой форме помогут превратить процесс примирения в увлекательную историю, снимут эмоциональное напряжение, сохранят доброжелательные отношения друг к друг в течение всего дня.
Задача воспитателя заключается в умении вовремя рассказать и показать, как нужно мириться.
1. Необходимо совместно выбрать 2-5 «мирилки», которые нравятся не только педагогу, но и детям, и выучить их. Педагог и сам должен использовать «мирилки», если вдруг кого-то обидел. Тогда и дети станут тоже использовать «мирилки» в общении с людьми.
2. Необходимо очень бережно отнестись к самому тексту, которые мы – взрослые – читаем детям. Ведь эти тексты дают детям образцы поведения в жизни и реакции на жизненные ситуации. Не используйте «мирилки», в которых детям надо мириться под угрозой наказания взрослого. Например, такие: «Мирись, мирись, Больше не дерись. А то бабушка придет, Тебе уши надерет». Такие «мирилки» нарушают саму суть «мирилки» – помириться не ради того чтобы избежать наказания, а для того, чтобы самим было лучше, веселее жить. Да и образ бабушки дается не самый лучший и явно отрицательный. Вместо того чтобы разобраться с причиной ссоры и научить детей выходить из нее, бабушка из такого текста сразу же наказывают. В тексте должны быть заложены позитивные варианты поведения взрослых и детей.
3. Избегайте негатива в «мирилках», например: «если ты не будешь, то мы (тебя игнорируем, т. е. не будем играть, водиться и т. д.). Принятие человека, прощение, это очень важно – и это самое главное в «мирилках»!
К стихам-«мирилкам» можно предложить детям нетрадиционные атрибуты, такие как:
• «Коробка-мирилка»
Коробка, ярко и красиво украшенная. По обеим сторонам коробки делаются два отверстия для рук. Ребята соприкасаются ладошками или сцепляются мизинцами, при этом произносят слова-мирилки. Известно, что тактильные прикосновения ладошками способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения. Испытывая дополнительно тактильные ощущения от соприкосновения рук, дети не только забывают обиды и злость, но и стараются скорее начать играть вместе.
• «Варежка-мирилка»
При возникновении конфликтных ситуаций, поссорившиеся дети засовывают с разных сторон руки в варежку и произносят разные стихи – мирилки.
• «Коврик мира»
Коврик постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его берут, раскладывают, садятся на него и обсуждают возникшие проблемы, ссоры. Затем дети мирятся, произнося «мирилку».
• Кукла «Мирилка».
Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произносят разные стихи-«мирилки». От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но стараются с ней поиграть.
Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции, выучив простые короткие стихи, ребенок сможет без наличия взрослого возобновить дружбу с другим ребенком.
Таким образом, внедрение в практику детского сада таких технологий решения детских конфликтов как «мирилки» позволяют дошкольникам стать более общительным, приветливым, контактным, доброжелательным, понимать эмоциональное состояние другого, повысить самооценку.