Анжелика Малышева
Консультация «Игра — серьёзная задача для детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
КУ ХМАО- Югры Урайский Специализированный Дом ребенка.
Статья:
Игра - серьёзная задача.
(для детей раннего возраста)
Подготовила: воспитатель группы №7
Малышева А. Л.
г. Урай 2014г.
Игра для ребенка, это освоение им, его окружающей действительности. Именно играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми. В процессе игры у ребенка раннего возраста формируется интерес к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними, формируются сами предметно-игровые действия, сюжетная игра и закладываются основы сюжетно-ролевой игры. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, нормы отношения детей и взрослых. Детей учат играть, не отнимая игрушки друг у друга, сотрудничать, достигая общей цели. В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли родителя: папы или мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца и т. п
Публикация «Консультация „Игра — серьёзная задача для детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается? Конечно, во все времена и у всех народов дети, наблюдая за взрослыми, стремятся как можно скорее делать то же, что и они, поступать так, как поступают окружающие их люди. В дальнейшем, с развитием общества, с развитием производства, произошел разрыв между деятельностью детей и деятельностью взрослых. Из невозможности включиться в жизнь взрослых и из потребности жить этой жизнью рождается игра. Мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. Игры для детей могут быть самыми разными, но главное чтобы они были понятны и удобны для ребёнка. Предлагаю вам коллективные, подвижные игры: это - хороводные игры, игры с простыми правилами, музыкальные игры.
Хороводные игры:
Многие хороводные игры, представленные в пособии, созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Однако, они упрощены, сокращены и адаптированы для детей раннего возраста. Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.
«Пузырь» Эту игру так же можно проводить с детьми когда у них идет адаптационный период, когда малыши ещё плохо знакомы друг с другом.
1 вариант
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а взрослый ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть!» воспитатель берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, он предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они тоже захотят быть в коллективе.
Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит воспитатель. - А теперь давайте сделаем маленький кружок».
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь» : наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все «делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, атем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).
После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели.» Дети разбегаются в разные стороны.
2 вариант
Дети встают плотно друг к другу, сжимают пальчики в кулачки и делают движения, как будто месят тесто, отталкиваясь кулачками от центра круга, и на слова «Надувайся пузырь, раздувайся большой», отходят по кругу назад. Когда «Шар» будет достаточно широким, все берутся за руки и говорят: «Оставайся такой и не лопайся!» Взрослый хлопает в ладоши, дети разбегаются, а потом опять собираются в кучку.
Игры с простыми правилами:
Детям раннего возраста трудно выполнять правила действий. Но в игре овладение правилом происходит легко и естественно. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. Во многих играх правила как бы заключены в роли. Действуя от имени игровых персонажей, ребята учатся незаметно для себя контролировать и регулировать своё поведение. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к творческой самостоятельной игре, что особенно важно в раннем возрасте.
«Солнышко и тучка»
Взрослый произносит известные стихи В. Маяковского: «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям!»
Затем взрослый предлагает детям «понарошку» :
поиграть с воздушным шариком,
намочить цветы (можно бумажные сбрызнуть руками,
полетать как бабочки
собрать ягоды и т. д.
Затем взрослый произносит слова: «Тучка черная летит, ветер дует и свистит, дождь бежит на длинной ножке, убегайте детки – крошки»
Дети бегут под зонтик, а потом снова выбегают на солнышко и гуляют.
«Вот сидит лохматый пес»
Взрослый берет собачку – игрушку, садится на стульчик, закрывает мордочку собачки ладошками и произносит слова: «Вот сидит лохматый пес, в лапки свой укутал нос. Тихо, смирно он сидит, то ли дремлет, то ли спит? Подойдем, его разбудим и посмотрим, что же будет».
На последние слова дети медленно подходят, трогают собачку (будят). Собачка в руках взрослого просыпается, гавкает и догоняет детей. Дети бегут в другую сторону. Не следует слишком пугать малышей, но в, то, же время нужно создать ощущение опасности. Когда малыши освоят правила этой игры, можно переходить ко второму варианту.
Музыкальные игры:
Маленькие дети особенно отзывчивы на интонацию, мелодию, ритм. Поэтому введение музыкальных моментов в их игры делает игру более привлекательной и развивает ценные качества ребё нка: чувство ритма, эстетические качества, эмоциональность, чувство общности с другими детьми. Игры, приведённые в этом разделе не ставят своей задачей музыкальное развитие детей, поэтому не так уж важно насколько правильно и хорошо поёт ведущий. Но очень важно комплексное и разнообразное воздействие на ребёнка, в котором сочетаются движение, музыка, текст, и какой-либо простой, доступный малышам сюжет. Остановимся на конкретных вариантах музыкальных игр, доступных детям раннего возраста.
«Пирожки»
Дети сидят на стульчике, взрослый напротив. Взрослый предлагает детям положить ладошку на ладошку и под простую песенку выполнять соответствующие движения.
«Я пену, пеку, пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка (дети поворачивают кисти рук то одной, то другой ладошкой вверх, кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка, а ребяток приглашу, пирожками угощу (затем вытягивают руки вперед, предлагают попробовать прянички и пирожки)
«Листочек»
Детям раздаются листочки из бумаги разного цвета, предлагается встать, кто как хочет.
Взрослый напевает слова и выполняет движения вместе с детьми.
-Закачался надо мной мой листочек золотой (качаем листочками в разные стороны над головой)
Листики, листки, Вот какие листики Тут подул вдруг ветерок, Закружился мой листок
Листики, листки, Вот какие листики
(все выполняют круговые движения, крутятся вокруг себя и бросают листочки под ноги)
Дети поднимают листочки, игра повторяется
Взрослый говорит – вот как много листочков в конце игры упало на дорожку, давайте их соберем в красивый букет