Светлана Олеговна Фёдорова
Гиперактивный ребёнок: советы родителям и педагогам
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто ребёнка, наполненного энергией, стремящегося успеть всё и везде, мы называем гиперактивным. Но, как правило, это не так. Это обычный, здоровый, весёлый малыш, тянущийся к новым знаниям. Как же определить гиперактивность и правильно выстроить свою модель поведения, чтобы помочь ребёнку справляться со своей чрезмерной активностью.
Для начала выделим критерии, которые помогут нам оценить гиперактивность ребёнка. И так, гиперактивный ребёнок :
Публикация «Гиперактивный ребёнок: советы родителям и педагогам» размещена в разделах
Непоследователен, ему трудно удержать внимание
Испытывает трудности в организации
Беспокойные движения в кистях и стопах
Неумение спокойно сидеть на месте, когда требуется
С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий и игр
Частые переходы от одного незавершённого действия к другому
Болтливость
Неумение играть тихо, спокойно
Мешает другим, вмешивается в игры других детей
Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе
Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях
Частая потеря вещей
И вот, когда вы смогли проанализировать поведение ребёнка и сделали вывод, что гиперактивность присутствует, можно воспользоваться следующими рекомендациями :
Советы родителям :
• Поддерживать дома чёткий распорядок дня
• Не запрещать действие ребёнка в категоричной форме
• Не приказывать, а просить
• Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном)
• Выслушать то, что хочет сказать ребёнок (в противном случае он не услышит вас)
• Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность)
• Отреагировать неожиданным для ребёнка образом (пошутить, повторить действие ребёнка)
• Не настаивать на том, чтобы ребёнок во чтобы то ни стало принёс извинения
• Не читать нотаций (ребёнок всё-равно их не слышит)
Педагогам, в работе с гиперактивными детьми, так же следует придерживаться ряда правил :
• Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка
• Делить работу на более короткие, но более частые периоды.
• Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером
• Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха
• Посадить ребёнка во время занятий со взрослым
• Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее
• Использовать гибкую систему поощрений и наказаний
• Использовать тактильный контакт
• Предоставлять ребёнку возможность выбора
• Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества
Для того, чтобы снизить активность ребёнка, перенаправит энергию, успокоить, можно воспользоваться короткими играми. В них можно играть вдвоём дома, во время прогулки на улице или во время посещения каких-либо учреждений, требующих ожидания в очереди, например, поликлинике.
Игры будут полезны во время самостоятельной деятельности в саду.
«"Да" и "Нет" не говори». Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)
«Клубочек»
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завелся».
«Игры с песком и водой».
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. Такие игры успокаивают ребенка.
Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.
Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.
«Передай мяч».
Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стуле или стоя в кругу, играющие стараются быстрее передать мяч соседу, можно в быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг.
«Зоркий глаз»
Для того чтобы стать победителем в этой игре, ребенку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние предметы.
Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме. Попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза. В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, за шкаф и тому подобные места. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.
«Прикосновение»
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы, сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги и т. д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание. Можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае ваши касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.