Малькова Татьяна Анатолиевна
Формы работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы воспитателя по речевому развитию детей
дошкольного возраста.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею во время совместных игр со сверстниками зависит успешность ребенка, его принятие детским сообществом.
Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов ДОУ.
Публикация «Формы работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Деятельность воспитателя по речевому развитию детей строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и осуществляется в ходе режимных моментов.
Развитие речи начинется с младшего дошкольного возраста, через определённые формы взаимодействия воспитателя с детьми : специальные дидактические и развивающие игры, упражнения, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.
Основной формой взаимодействия педагога с ребёнком по речевому развитию являются ситуации образовательного характера. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.
Образовательная ситуация в отличие от занятия, планируется и организуется в любое время в режиме дня и позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей в зависимости от их желания и особенности содержания ситуации. Длительность общения в образовательной ситуации составляет 5 - 10 минут. Можно организовывать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим материалом (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера.
Реализация плана по развитию речи дошкольников возможна через создание проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка. В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды. Организация предметно-развивающей среды в групповом помещении обеспечивает создание возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстникам, позволяет включить в деятельность одновременно всех детей группы и предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
Для создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе важно наличие речевого центра. Наполняемость центра предполагает разнообразние дидактических, настольно-печатных игр, художественной литературы. А так же содержание различных пособий, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом по изучаемым лексическим темам, картотеку скороговорок, чистоговорок и игр для проведения артикуляционной гимнастики.
Организуя предметно-развивающую среду детей старшего дошкольного возраста, следует учитывать, что в этом возрастном пероде происходит единение речи с мышлением. Поэтому важно наличие в группе центра познания и центра экспериментирования, где дошкольники учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, размышлять, рассуждать и доказывать, составлять небольшие рассказы. Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, чувства уверенности в себе.
Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются активные формы взаимодействия с родителями: вовлечение родителей в подготовку к праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов. Проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций помогают сформировать у родителей знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.
Таким образом, выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.