Максим Щукин
Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством занятий дзюдо
▼ Скачать +Заказ
Статья: «Формирование здорового образа жизни посредством занятий дзюдо в дошкольном возрасте»
Статью подготовил
Щукин Максим Борисович
инструктор физического воспитания
детского сада №106
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
2023 год
- Случались ли в вашей жизни физические травмы? Пожалуй, каждый из нас падал, кто-то отделывался ушибом, а кто-то переломом. Помните, как это было? Но многих травм можно было бы избежать. А что могло бы этому помочь? Этим вопросом задался и я. Как сделать так, чтобы ребенок рос здоровым? Этот вопрос волнует не только родителей и педагогов, но и государство.
Публикация «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством занятий дзюдо» размещена в разделах
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах Федерального государственного образовательного стандарта. Подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
- Что же нужно и можно сделать в саду для становления маленького спортсмена? Какие же общефизические навыки и личностные качества нужны ему в жизни? При чем здесь дзюдо?
Кто-то, возможно, скажет: «А не рано ли заниматься дзюдо в дошкольном возрасте? Понятен ли этот вид борьбы, его философия детям?»
Многие первоначальные знания, которые изучаются на этапе знакомства с дзюдо, а также простейшие элементы координации, самостраховки, группировки, различные стойки, да и в целом борьба вполне доступны для понимания и усвоения детьми уже с четырехлетнего возраста.
Дзюдо – это не просто физическая тренировка, это ещё и всестороннее развитие ребёнка. Тренировки выполняют целый ряд функций:
1. Функция социализации и социальной интеграции, которая обеспечивает повышение интереса к сфере дзюдо и способствует формированию социальных отношений, которые очень важны в дзюдо ( социальные качества: коммуникативность (общительность, эмпатия (сопереживание). Старшие ребята учатся поддерживать друг друга, помогать младшим преодолевать сложности в общении, не расстраиваться по мелочам.
2. Соревновательно-эталонная функция связана с условиями соревнования и стремлением к победе, которые являются неотъемлемыми составляющими тренировок дзюдоистов ( физические качества: быстрота, ловкость). У ребят, выполняя игровые упражнения, например такие, как «борьба за мяч» или «паук и муха», возникает спортивный дух борьбы, в их глазах виден азарт.
3. Достиженческая функция направлена на необходимость познания каждого занимающегося дзюдо самого себя, своих возможностей и стремления к максимальной реализации этих возможностей (самостоятельность, целенаправленность, психологическая устойчивость, смелость). Если в начале наших тренировок при столкновении с ситуациями неуспеха ребята воспринимали это очень болезненно, расстраивались и опускали руки, то спустя месяцев наших тренировок они научились принимать эти ситуации, вставать и работать дальше, добиваясь таким образом положительных результатов в тренировочном процессе.
4. Воспитательная функция связана с развитием нравственных качеств личности: уважения к окружающим (в том числе соперникам, взаимопомощи и поддержки, ответственности и т. д. ( нравственные качества: ответственность, уважение, отзывчивость). 1 кодекс Дзюдоиста гласит : «Помни, что ты представитель благородного вида спорта» - в этих простых 7 словах в самом начале пути маленького дзюдоиста скрыто самое важное, наверное самое нужное, что преподается мною в нашем зале. Или вот ещё один из 10 кодексов, который мне больше всего нравится, звучит так: «Уважай своего соперника, кем бы он ни был, но пытайся всеми силами победить его в бою» - где как не здесь говорится об уважительном отношении к друг другу в коллективе и моральном здоровье каждого ребёнка в группе.
5. Спортивно-оздоровительная функция наиболее полно проявляется при привлечении к занятиям дзюдо развивающегося организма, т. е. в работе с дошкольниками ( развитие общефизическиех качеств: координация и гибкость, выносливость).
Дзюдо способствует физическому развитию ребенка с одной стороны, что является своего рода «страховкой» детей от травм. Во время тренировок развивается мышечная память. Ребенок может не помнить, как звали учителя и как именно проходили занятия в саду, но его тело, мышцы при падении сами все сделают, так как «вспомнят», как когда-то на татами делали безопасный кувырок или падение.
С другой стороны дзюдо - это философия, формирующая культуру здорового образа жизни. Она неотделима от нравственной культуры.
Следовательно, когда малыши слышат такие слова, как Дзюдо (гибкий путь, Додзе (зал, Хаджиме (начинайте, Матэ (стоп) и другие из уст тренера, они начинают интересоваться, что они значат, погружаются в культуру дзюдо. Занятие начинается с поклона - это и есть погружение в философию дзюдо.
В конечном итоге всё способствует тому, что в школе ребята идут в спортивные секции. Пусть, это не только дзюдо, а другие единоборства, даже другие виды спорта далекие от борьбы, как командные, так и индивидуальные. Происходит это благодаря формированию в саду на занятиях дзюдо не только общефизических навыков, но и развитию таких личностных качеств как смелость, упорство без которых человек не становится спортсменом.
Главное помнить, что не зависимо станет или нет ребенок великим спортсменом, главное, что он будет здоров! Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.