Марина Шекшаева
Формирование сенсорного опыта у детей младшего возраста с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент познавательного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме.
Публикация «Формирование сенсорного опыта у детей младшего возраста с помощью дидактических игр» размещена в разделах
Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игра, которая не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками.
Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся, играя. Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач придает игре целенаправленный, характер.
Методика сенсорного развития посредством дидактической игры рассматриваются в работах Е. И. Тихеевой, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др.
Таким образом, проблема использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания является актуальной.
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе с дидактическим материалом.
Согласно определению А. И. Сорокиной «дидактический материал — систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположении и т. д». Как отмечает А. И. Сорокина «дидактическая игра имеет структуру: дидактическую задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу (цель игры для детей, правила игры, игровые действия, результат игры».
По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы. К первой группе относятся разнообразные наборы сюжетных игрушек или картинок, природных или строительных материалов и т. д. Эти предметы в отдельности обладают многообразными свойствами, но в каждом наборе они подбираются по каким-либо определённым признакам.
К дидактическим материалам второй группы относятся пирамидки, матрёшки, стаканчики-вкладыши и другие игрушки, конструкция которых в определённой степени направляет действия ребёнка, обеспечивает возможность самоконтроля. Поскольку материалы данной группы в некотором смысле берут на себя отдельные функции педагога, они носят названия автодидактических (самообучающих).
В работе по сенсорному развитию детей используем разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика, многофункциональные дидактические пособия, бросовый и подручный материал (крышки, одноразовые цветные стаканчики, прищепки, баночки, клубочки, природный материал, которые способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук.
К играм из бросового и подручного материала дети проявляют огромный интерес. Такой материал как разноцветные крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, цветные одноразовые стаканы, тарелки позволяют придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений, которые мы разработали и успешно применяем в работе с детьми.
Детская игра «Собери бусы»
Дидактическая задача : учить различать предметы по цвету и величине, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера с отверстием для нанизывания, шнурки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.
Детская игра «Мозаика»
Дидактическая задача : учить детей различать цвета, складывать несложные картинки, опираясь на образец, развивать мелкую моторику рук. Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, карты — образцы с примерами сборки.
Детская игра «Помощники»
Дидактическая задача : учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук. Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.
Детская игра «Путаница»
Дидактическая задача : учить соотносить предметы по цвету и величине, закреплять знания детей об основных цветах. Материал: контейнеры от киндер-сюрпризов разного цвета и размера.
Детская игра «Собери капельки в стакан»
Дидактическая задача : учить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению. Материал: одноразовые стаканы разного цвета, капельки, вырезанные из цветного тонкого пластика.
Детская игра «Полянка»
Дидактическая задача : учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук. Материал: планшет с горлышками от бутылок, оформленный в виде полянки с цветами, крышки с прикрепленными на них бабочками разного цвета, крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.
Игры с бельевыми прищепками
Дидактическая задача : учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. Материал: прищепки разного цвета, вырезанные по контуру изображения солнышка, тучки, морковки, рыбки.
Детская игра «Укрась бабочку»
Дидактическая задача : учить детей группировать предметы по цвету, закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятиях: один-много, большой-маленький; развивать мелкую моторику рук.