Богомолова Юлия Валерьевна
Статья «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение представлениями о времени помогает детям дошкольного возраста полнее и точнее воспринимать окружающий мир, развивает у них образное и абстрактное мышление. Способствует совершенствованию познавательной деятельности дошкольников, развивает такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, является необходимым условием дальнейшего обучения в школе.
Публикация «Статья „Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Работа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных представлений и понятий о времени осложнена тем, что время не имеет наглядных форм, а ребенок мыслит образами. Время — это процесс, который не воспринимается сенсорикой ребенка непосредственно: в отличие от массы или длины, его нельзя потрогать или увидеть. Этот процесс воспринимается человеком опосредованно, по сравнению с длительностью других процессов, оцениваемых и воспринимаемых сенсорикой.
В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, знания детей о частях суток уточняются и конкретизируются уже в младшей группе. Используются сюжетные картинки, фотографии с изображением видов деятельности в разные части суток, с объективными показателями (положение солнца, луны, звезд на небосводе, освещенность и др.). В средней группе эти знания углубляются и расширяются, дети знакомятся с последовательностью частей суток, с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра». Используются различные модели: в квадратах, кружках цветом символизируется временной отрезок (утро - голубой, день - желтый, вечер - серый, ночь - черный). В старшей группе дети знакомятся с днями недели, месяцами. Начинается работа по развитию чувства времени у детей (1 минута). В подготовительной к школе группе закрепляются представления детей о днях недели, месяцах, дети знакомятся с календарным годом, продолжается работа по развитию чувства временных интервалов (5, 10 минут), регулировании своей деятельности в соответствии со временем.
По формированию представлений о частях суток используются следующие игры: «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот».
При формировании представлений о днях недели используются игры: «Веселая неделя», «Неделя, стройся», «Разноцветная неделька», «Чья неделька быстрее соберется», «Вчера, сегодня, завтра», «Лови, бросай, дни недели называй».
Для формирования представлений о временах года и месяцах используются следующие игры: «Когда это бывает?», «Какое время года я загадала», «Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?», «Лови, бросай, месяцы года называй», «Собери месяцы вместе», «Какой месяц заблудился?».
Модель календаря помогает детям наглядно представить длительные промежутки времени : неделю, месяц, год. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Изготовить большой календарь можно на листе ватмана, возле названия месяца должна быть соответствующая картинка. Дни недели необходимо отметить цветными полосками, соответствующими цветам радуги, по которым дети смогут определить название каждого дня недели. Передвижной рамкой отмечается число месяца. Систематическая работа с календарем в старшей и подготовительной группах способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.
Работа по развитию чувства времени начинается в старшей группе с интервала в 1 минуту. В быту эта мера времени часто встречается в речи окружающих. «Через минуту, сию минуту, подождите минуту» — подобные выражения знакомы детям. На первых порах при знакомстве с понятием «время» полезно использовать песочные часы, чем часы со стрелками или электронные, поскольку ребенок видит, как сыплется песок и может наблюдать «течение времени». Песочные часы удобно также использовать в качестве промежуточной меры при измерении времени. В подготовительной к школе группе дети знакомятся с длительностью сначала 5, а затем и 10 минут. Интервал 5 минут дети должны воспринять как величину, производную от 1 минуты: 5 раз будут перевернуты минутные песочные часы, 5 раз обойдет стрелка круг на секундомере, пока длятся 5 минут. Это поможет им воспринять новый интервал времени на основе уже имеющихся знаний о длительности 1 минуты. Интервал в 5 минут легко увидеть — это расстояние от цифры до цифры, его легко запомнить. Нужно показать ребятам и способ измерения времени — 5 минут с помощью ранее усвоенной меры — 1 минута: пояснить, что 1 минута — это расстояние на часах от черточки до черточки, а за 5 минут стрелка на часах пройдет 5 черточек.
В процессе работы ребята начинают больше обращать внимание на обычные часы, чем на песочные, так как на песочных часах точно не узнаешь, сколько еще осталось минут, а на обычных часах можно сосчитать.
Ознакомление с 10-минутным интервалом надо проводить на занятиях по другим видам деятельности, где необходимо предлагать детям выполнять задания в течение 10 минут (по изобразительной деятельности, при проведении физических упражнений и др.).
Далее следует учить детей умению определять время на часах и знакомить со строением часов. Необходимо пояснить, что минутная стрелка, двигаясь по кругу, за 1 час проходит целый круг. Если круг разделить пополам (показать на макете часов, прикрыв половину круга цветным полукругом, получатся две половины круга; половину круга стрелка проходит за полчаса. Определяя показания минутной стрелки, в качестве начальной точки отсчета на часах используется цифра 12.
При систематической работе по ознакомлению со временем и способами его измерения дети успешно овладевают временными представлениями.
Список литературы:
1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 320 с.
2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 47 с.
3. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений // Дошкольное воспитание. 1988. №3. С. 48-54.
4. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели //Дошкольное воспитание. 1986. №7. С. 36-42.