Папки-передвижки

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры

Ирина Цветкова
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры».

Автор: Цветкова Ирина Владимировна-воспитатель ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, точность, целенаправленность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени.

Публикация «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры» размещена в разделах

Минута, час, сутки, неделя, месяц, год это все меры времени. Они представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей, поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

В какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать?

1. Уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток.

2. Углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток и о сутках в целом.

3. На основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо; развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час.

Все эти знания о времени необходимо формировать в процессе обучения на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

1. Ознакомление детей с частями суток.

Сутки принято делить на. четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Ознакомление с частями суток желательно начинать с беседы о личном, конкретном опыте детей.

Игра- беседа - «Что когда мы делаем?»

Цель: Развивать умение анализировать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка. Упражнять детей в правильном назывании частей суток.

Примерный ход беседы:

Воспитатель. Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!»

Что ты делаешь утром? (одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в сад.)

Воспитатель. Когда вы приходите в детский сад? Воспитатель. Что вы делаете утром в детском саду? (Играем. Зарядку делаем. Завтракаем. Воспитатель. В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом занимаетесь. Все это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.

Аналогично воспитатель задает вопросы обо всех частях суток.

Словесная игра «Когда это я делаю?»

Цель: Развивать умение определять время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности.

Описание игровых действий:

-Показывать детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (можно использовать картинки сказочного содержания, связанные с деятельностью сказочных персонажей в различные части суток).

-На последующих занятиях дети должны выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток (утром, днем, вечером, ночью).

Словесная игра : «Назови пропущенное слово».

Цель: активизировать словарь детей за счет слов-названий частей суток.

Условия игры :

• Воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —. ?», и дети дополняли пропущенное слово.

Одновременно воспитатель связывает названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).

Можно к каждой картинке прикрепить соответствующий по цвету квадратик: для утра - голубой, для дня — желтый, для вечера- серый, для ночи — черный.

Цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро," или день, или вечер, или ночь.

Словесная «Игра-путешествие в утро, день, вечер, ночь».

Цель: Показать разнообразную деятельности, характерную для каждой из частей суток.

Условия игры : Начать игру такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?». И т. д.

В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.

Для закрепления знаний детей использовать чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия, Для закрепления знаний детей использовать например:

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать. (А. Б а р т о.)

Встала — прямо не узнать!

До пояса умылась, Убрала свою кровать,

И даже косы расчесать

Сама не поленилась. (С. Б а р у з д и н.)

Если звонко за окном

Защебечут птицы,

Если так светло кругом,

Что тебе не спится?

Если радио у вас

Вдруг заговорило,

Это значит, что сейчас

Утро наступило. (Ю. Яковлев.)

В небе звездочки горят,

В речке струйки говорят,

К нам в окно, луна глядит,

Малым детям спать велит. (А. Блок.)

«Назови соседей».

Цель: формировать у детей представление о понятии «сутки».

Описание игры :

Воспитатель предлагает :-«Назови соседей утра. —.» Ответ детей : «У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день».

«Назови соседей ночи»,

«Назови все части суток»

«Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)

Игра «Вопрос-ответ»

Цель: закреплять понятия о сутках и о последовательности частей суток.

Вопросы для игры :

-Вспомните, что знаете о сутках?

Какое сейчас время суток?

Какие части суток бывают еще?

Что наступает после вечера?

Ка к вы узнаете, что наступила ночь?

Назовите все части суток, начиная с дня и т. д.

Все эти игры позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

2. Ознакомление детей с днями недели.

Дети должны понимать вопрос: "Какой сегодня день недели?". Детям нужно объяснить

что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день,

середина недели; четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день,

воскресенье - седьмой.

Всего в неделе семь дней. Когда дети усвоят порядок дней, попросить их назвать дни

недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объяснить, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давайте еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросить детей, что они делали сегодня, вчера, что собираются делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т. д.

Цели дидактических игр – формирование представлений о времени, которое укладывается в рамки недели, закрепление временных терминов.

Задачи:

формирование навыка последовательного перечисления дней;

формирование представления о том, что неделя делится на рабочие и выходные дни;

• воспитание любознательности, уважительного отношения к окружающему миру;

• закрепление навыка продуктивной совместной работы, воспитание дружелюбия,

усидчивости.

Дидактическая игра : "Дни недели"

(для детей старшего дошкольного возраста)

ЦЕЛЬ: Формирование временных представлений у дошкольников

ЗАДАЧИ:

1. Формировать понятия "неделя", "дни недели", "вчера", "сегодня", "завтра";

2. Формировать представления о последовательности дней недели, их количеству (в недели семь дней);

3. Закреплять представления о порядке в числовом ряду.

4. Учить соотносить число и цифру в пределах семи;

5. Формировать навык порядкового счета в пределах семи;

6. Учить соотносить события с определенным днём недели;

7. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкие мышцы пальцев рук.

Дидактическая игра «Отгадай-ка»

Цель: Закрепить название дней недели.

Игровые действия: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по-понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни

готовила еду лисичка.

-Сколько раз в неделю готовила лисичка? Назови эти дни?

- В какие дни готовила мышка? Назови эти дни.

- В какие дни готовил зайчик? Назови эти дни.

- В какие дни готовила лягушка? Назови их.

Игру можно проводить и на других сказках

Дидактическая игра «Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Игровые действия:

Первый вариант У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию воспитателя дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

Материал: мяч.

Игровые действия: Воспитатель бросает мяч одному из играющих:

Солнышко светит днем, а луна.. .

- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой.. .

- Если вчера была пятница, то сегодня.. .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

Дидактическая игра «Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Игровые действия: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит : «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

.

Дидактическая игра «Цветик - семицветик»

Цель: Закрепление знаний детей о системе цветов с последовательностью их расположения в спектре, и последовательность дней недели.

Задачи:

- Формировать представления о днях недели, их очерёдности, умение соотносить их с цифрой, закреплять цвета;

- Закрепить знания детей о том, что 7 дней (суток) составляют неделю, каждый день недели имеет своё название.

- продолжать осваивать цвета; развивать умение считать;

- учить количественному и порядковому счету в пределах 7.

Игровые действия: Воспитатель предлагает детям посмотреть, что находится в коробочке. Открывают, воспитатель достает цветок.

- Ой, какой чудесный цветок, наверное, ромашка? (нет).

- А как же он называется (Цветик - семицветик).

- Почему он так называется? (все лепестки разным цветом)

- А в жизни бывают такие цветы? (только в сказках)

- Значит этот цветок, какой? (волшебный, сказочный)

Ребята, давайте посчитаем, сколько лепестков у нашего цветка? (7).

- А чего ещё в природе семь? (дней недели, цветов радуги.)

Далее – Упражнения: «Назови по порядку», «Какого цвета не хватает?», «Посчитаем лепестки», «Лепестки соседи».

Дидактическая игра «Инопланетяне»

Цель: формирование временных представлений (понятие «дни недели)

Задачи:

- Закрепить в речи детей названия, последовательность дней недели;

- Учить детей в определенной последовательности раскладывать дни недели;

- Продолжать учить порядковому счету;

- Развивать внимание, память, мышление.

Материал: картинки с изображением инопланетян - разного цвета, распечатки ракет по количеству детей, 7 карточек с изображением ракет по цвету гномов.

Игровые действия:

Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что прилетели гости- пришельцы с других планет. Запомнить их имена очень легко - зовут их также как дни недели. (выкладываем человечков на парту и называем их имена- первый- понедельник, второй- вторник-, и. т. д)

Воспитатель обращаем внимание, что все инопланетяне разного цвета, просит назвать цвета и имена, понедельный- красный, вторник- оранжевый, и. т. д

Далее воспитатель раздает детям распечатку с заданием и просит раскрасить ракету в те же цвета, что и человечков, и правильно написать цифры.

После того, как задание выполнено, воспитатель говорит, что человечкам пора возвращаться на свои планеты, для этого каждого нужно посадить в ракету подходящего цвета. (демонстрируем ракеты). Воспитатель вместе с детьми правильно рассаживает человечков, еще раз повторяется названия дней недели.

Вариант 2. воспитатель просит детей внимательно посмотреть на человечков, и объявляет, что они хотят поиграть в прятки. Затем просит закрыть глаза, прячет одного человечка под парту. Дети открывают глаза и угадывают- какой человечек спрятался- вспоминают его имя и цвет. Задание можно усложнить, пряча двух человечков, меняя их местами. Аналогично играть можно с ракетами - какая ракета улетела?

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельностьПримеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Речевые игры на тему «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет. 1. Речевая игра «Сколько овощей» (Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек). Задачи.

Речевые игры «Защитники Отечества» для детей дошкольного возраста Речевые игры для детей 4-7 лет. 1. Игра «Пограничники» Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 00:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Цветкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД