Ирина Цветкова
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры
«Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры».
Автор: Цветкова Ирина Владимировна-воспитатель ГБДОУ №46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, точность, целенаправленность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени.
Публикация «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста через дидактические и речевые игры» размещена в разделах
Минута, час, сутки, неделя, месяц, год это все меры времени. Они представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей, поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.
В какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать?
1. Уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток.
2. Углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток и о сутках в целом.
3. На основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо; развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час.
Все эти знания о времени необходимо формировать в процессе обучения на занятиях и в совместной деятельности с детьми.
1. Ознакомление детей с частями суток.
Сутки принято делить на. четыре части: утро, день, вечер, ночь.
Ознакомление с частями суток желательно начинать с беседы о личном, конкретном опыте детей.
Игра- беседа - «Что когда мы делаем?»
Цель: Развивать умение анализировать деятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка. Упражнять детей в правильном назывании частей суток.
Примерный ход беседы:
Воспитатель. Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!»
Что ты делаешь утром? (одеваюсь, убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в сад.)
Воспитатель. Когда вы приходите в детский сад? Воспитатель. Что вы делаете утром в детском саду? (Играем. Зарядку делаем. Завтракаем. Воспитатель. В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом занимаетесь. Все это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.
Аналогично воспитатель задает вопросы обо всех частях суток.
Словесная игра «Когда это я делаю?»
Цель: Развивать умение определять время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности.
Описание игровых действий:
-Показывать детям картинки с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток (можно использовать картинки сказочного содержания, связанные с деятельностью сказочных персонажей в различные части суток).
-На последующих занятиях дети должны выбрать из нескольких те картинки, на которых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток (утром, днем, вечером, ночью).
Словесная игра : «Назови пропущенное слово».
Цель: активизировать словарь детей за счет слов-названий частей суток.
Условия игры :
• Воспитатель говорит предложение, пропуская название частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —. ?», и дети дополняли пропущенное слово.
Одновременно воспитатель связывает названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).
• Можно к каждой картинке прикрепить соответствующий по цвету квадратик: для утра - голубой, для дня — желтый, для вечера- серый, для ночи — черный.
Цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легче воспримут его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро," или день, или вечер, или ночь.
Словесная «Игра-путешествие в утро, день, вечер, ночь».
Цель: Показать разнообразную деятельности, характерную для каждой из частей суток.
Условия игры : Начать игру такими словами: «Мы с вами как будто пойдем на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто это рано утром убрал улицы?». И т. д.
В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.
Для закрепления знаний детей использовать чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия, Для закрепления знаний детей использовать например:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать. (А. Б а р т о.)
Встала — прямо не узнать!
До пояса умылась, Убрала свою кровать,
И даже косы расчесать
Сама не поленилась. (С. Б а р у з д и н.)
Если звонко за окном
Защебечут птицы,
Если так светло кругом,
Что тебе не спится?
Если радио у вас
Вдруг заговорило,
Это значит, что сейчас
Утро наступило. (Ю. Яковлев.)
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно, луна глядит,
Малым детям спать велит. (А. Блок.)
«Назови соседей».
Цель: формировать у детей представление о понятии «сутки».
Описание игры :
Воспитатель предлагает :-«Назови соседей утра. —.» Ответ детей : «У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день».
«Назови соседей ночи»,
«Назови все части суток»
«Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)
Игра «Вопрос-ответ»
Цель: закреплять понятия о сутках и о последовательности частей суток.
Вопросы для игры :
-Вспомните, что знаете о сутках?
Какое сейчас время суток?
Какие части суток бывают еще?
Что наступает после вечера?
Ка к вы узнаете, что наступила ночь?
Назовите все части суток, начиная с дня и т. д.
Все эти игры позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.
2. Ознакомление детей с днями недели.
Дети должны понимать вопрос: "Какой сегодня день недели?". Детям нужно объяснить
что понедельник - первый день недели, вторник - второй день недели, среда - третий день,
середина недели; четверг - четвертый день, пятница - пятый день, суббота - шестой день,
воскресенье - седьмой.
Всего в неделе семь дней. Когда дети усвоят порядок дней, попросить их назвать дни
недели в обратном порядке - от воскресенья до понедельника. Слова вчера, сегодня, завтра объяснить, используя названия дней недели. Например: "Сегодня понедельник, а какой день был вчера?" - "Воскресенье". - "Давайте еще раз вспомним, какой сегодня день". - "Понедельник". - "А какой день будет завтра?" - "Вторник". Спросить детей, что они делали сегодня, вчера, что собираются делать завтра. Например: "Завтра я пойду в гости" и т. д.
Цели дидактических игр – формирование представлений о времени, которое укладывается в рамки недели, закрепление временных терминов.
Задачи:
• формирование навыка последовательного перечисления дней;
• формирование представления о том, что неделя делится на рабочие и выходные дни;
• воспитание любознательности, уважительного отношения к окружающему миру;
• закрепление навыка продуктивной совместной работы, воспитание дружелюбия,
усидчивости.
Дидактическая игра : "Дни недели"
(для детей старшего дошкольного возраста)
ЦЕЛЬ: Формирование временных представлений у дошкольников
ЗАДАЧИ:
1. Формировать понятия "неделя", "дни недели", "вчера", "сегодня", "завтра";
2. Формировать представления о последовательности дней недели, их количеству (в недели семь дней);
3. Закреплять представления о порядке в числовом ряду.
4. Учить соотносить число и цифру в пределах семи;
5. Формировать навык порядкового счета в пределах семи;
6. Учить соотносить события с определенным днём недели;
7. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкие мышцы пальцев рук.
Дидактическая игра «Отгадай-ка»
Цель: Закрепить название дней недели.
Игровые действия: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по-понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни
готовила еду лисичка.
-Сколько раз в неделю готовила лисичка? Назови эти дни?
- В какие дни готовила мышка? Назови эти дни.
- В какие дни готовил зайчик? Назови эти дни.
- В какие дни готовила лягушка? Назови их.
Игру можно проводить и на других сказках
Дидактическая игра «Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Игровые действия:
Первый вариант У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию воспитателя дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, берут по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о днях недели.
Материал: мяч.
Игровые действия: Воспитатель бросает мяч одному из играющих:
Солнышко светит днем, а луна.. .
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой.. .
- Если вчера была пятница, то сегодня.. .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .
Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
Дидактическая игра «Назови скорей»
Цель: формирование знаний о днях недели.
Игровые действия: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит : «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
.
Дидактическая игра «Цветик - семицветик»
Цель: Закрепление знаний детей о системе цветов с последовательностью их расположения в спектре, и последовательность дней недели.
Задачи:
- Формировать представления о днях недели, их очерёдности, умение соотносить их с цифрой, закреплять цвета;
- Закрепить знания детей о том, что 7 дней (суток) составляют неделю, каждый день недели имеет своё название.
- продолжать осваивать цвета; развивать умение считать;
- учить количественному и порядковому счету в пределах 7.
Игровые действия: Воспитатель предлагает детям посмотреть, что находится в коробочке. Открывают, воспитатель достает цветок.
- Ой, какой чудесный цветок, наверное, ромашка? (нет).
- А как же он называется (Цветик - семицветик).
- Почему он так называется? (все лепестки разным цветом)
- А в жизни бывают такие цветы? (только в сказках)
- Значит этот цветок, какой? (волшебный, сказочный)
Ребята, давайте посчитаем, сколько лепестков у нашего цветка? (7).
- А чего ещё в природе семь? (дней недели, цветов радуги.)
Далее – Упражнения: «Назови по порядку», «Какого цвета не хватает?», «Посчитаем лепестки», «Лепестки соседи».
Дидактическая игра «Инопланетяне»
Цель: формирование временных представлений (понятие «дни недели)
Задачи:
- Закрепить в речи детей названия, последовательность дней недели;
- Учить детей в определенной последовательности раскладывать дни недели;
- Продолжать учить порядковому счету;
- Развивать внимание, память, мышление.
Материал: картинки с изображением инопланетян - разного цвета, распечатки ракет по количеству детей, 7 карточек с изображением ракет по цвету гномов.
Игровые действия:
Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что прилетели гости- пришельцы с других планет. Запомнить их имена очень легко - зовут их также как дни недели. (выкладываем человечков на парту и называем их имена- первый- понедельник, второй- вторник-, и. т. д)
Воспитатель обращаем внимание, что все инопланетяне разного цвета, просит назвать цвета и имена, понедельный- красный, вторник- оранжевый, и. т. д
Далее воспитатель раздает детям распечатку с заданием и просит раскрасить ракету в те же цвета, что и человечков, и правильно написать цифры.
После того, как задание выполнено, воспитатель говорит, что человечкам пора возвращаться на свои планеты, для этого каждого нужно посадить в ракету подходящего цвета. (демонстрируем ракеты). Воспитатель вместе с детьми правильно рассаживает человечков, еще раз повторяется названия дней недели.
Вариант 2. воспитатель просит детей внимательно посмотреть на человечков, и объявляет, что они хотят поиграть в прятки. Затем просит закрыть глаза, прячет одного человечка под парту. Дети открывают глаза и угадывают- какой человечек спрятался- вспоминают его имя и цвет. Задание можно усложнить, пряча двух человечков, меняя их местами. Аналогично играть можно с ракетами - какая ракета улетела?