Надежда Начапкина
Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития. Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну.
Публикация «Опыт работы „Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологии, отказаться от привычных штампов и задуматься над механизмом и формирования социального чувства, как любовь к Отечеству, и его месте в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.
Данная проблема приобретает особую актуальность, так как является недостаточно изученной и разработанной в теоретических и научно-практических аспектах применительно к современным условиям. Во все времена эта проблема трудна из-за многогранности предмета и объекта исследования, применительно к которому она ставится, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.
Актуальность рассматриваемой проблемы послужила выбором темы по обобщению опыта «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем».
Цель - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с достопримечательностями и культурой родного края.
Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:
- рассмотреть проблемы и особенности формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической и методической литературе;
- изучить содержание и методику работы по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и проверить методику по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем;
- способствовать бережному отношению и интересу детей к родному краю;
- приобщать родителей к формированию патриотических чувств у детей через знакомство с родным краем;
- делиться педагогическим опытом по формированию патриотических чувств у детей через знакомство с родным краем.
Работа по формированию патриотических чувств у детей через знакомство с родным краем ведё тся по трем направлениям:
1. Взаимодействие с детьми.
2. Взаимодействие с семьей.
3. Взаимодействие с педагогами.
Для решения поставленных задач в группе мы создали соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Оформлен центр краеведения, где представлена символика нашей страны, области, города Шадринска; дидактические пособия (карта курганской области, фото улиц и достопримечательностей города Шадринска, макеты города, семейный альбом группы, фотоальбом «Наши экскурсии по городу Шадринску». Нами разработан примерный перспективный план работы по краеведению с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, картотека дидактических игр по краеведению в подготовительной к школе группе.
Взаимодействие с детьми, по реализации проекта, проходит по трё м направлениям: познавательное (беседы, дидактические игры, викторины, составление творческих рассказов, исследовательское (экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, опыты, анализ полученных результатов, и культурно – досуговое (игры – путешествия, КВН).
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самим близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. С этой целью для детей нашей группы проводятся серия бесед, в ходе которых дети с удовольствием рассказывают о членах их семьи, называя полностью имя отчество каждого, где они работают, чем увлекаются, что они любят делать в свободное время. Проводятся такие беседы как «Улицы города Шадринска», «Достопримечательности города», «Шадринск – город трудовой», «Мы в славном городе живём», «Знаменитости г. Шадринска», «Писатели г. Шадринска», «Сосновый бор – бесценный дар природы». Детям очень нравится сочинять небольшие творческие рассказы, так сказать помечтать на такие темы, как: «Мой город в будущем», «Мой город вечером», «Если бы я был главой города Шадринска…». Такие творческие рассказы развивают речь, воображение, мышление, учат детей раскрываться, работать на публику. Проводятся дидактические игры «Отгадай что изображено», «Назови улицу», «Отгадай по описанию», а так же игра – викторина «Шадринск-город мой любимый».
Для того, чтобы поддержать интерес к обучению, мы используем игровые методы и приемы, так как содержанием дошкольного обучения должно быть только то, что можно решить средствами игры. Дидактические игры по краеведению проводятся один раз в неделю, в вечернее время, в соответствии с циклограммой образовательной деятельности группы. Игровой материал находится в свободном доступе, что позволяет использовать их в самостоятельной игровой деятельности. Материалы по краеведению мы активно применяем и в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой работе, что является наиболее эффективной.
Наиболее интересным для детей в ходе реализации проекта является исследовательское направление. Различные экскурсии и целевые прогулки побуждают детей к знаниям о своём городе и крае, вызывают интерес и положительные эмоции. Экскурсии в специализированные службы такие как «В часть пожарной охраны» и «На станцию скорой медицинской помощи» вызывают восторг у детей. Экскурсии в Драматический театр, Краеведческий музей, Центр «Лад», библиотеку имени Д. И. Носилова – одни из самых любимых достопримечательностей детей в нашем городе. Они с интересом смотрят спектакли, восполняют знаниям об истории города, нашем народе, культуре края, знакомятся с книгами и их значением, с творчеством поэтов Зауралья и города Шадринска - А. Брагиной, В. Шаровой, А. Виноградова, В. Колгановой. и т. д. Название улиц города и достопримечательности города дети хорошо усваивают благодаря экскурсиям по г. Шадринску. Особенно хорошо дети знают главные улицы города, улицы, на которых живут сами, и адрес детского сад. Проводятся экскурсии и целевые прогулки: «К памятнику героев ВОВ», «К мемориалу воинам - интернациолистам», «К памятнику Т. С. Мальцева», «В Сквер Победы». Будущие защитники своей Родины с большим интересом и трепетом слушают о своих предках, какие они были сильные, отважные, храбрые, а так же рассказывают о их предках, которые участвовали в войнах. Необычна для детей целевая прогулка «В сосновый бор». На свежем воздухе дети рассматривают деревья и кустарники, птиц, слушают пение птиц, наблюдают за некоторыми животными таких как белка, повторяют правила поведения в лесу и его значение для животных и человека.
Культурно – досуговые мероприятия так же интересны нашим воспитанникам. Нами была проведены такие игры как, игра – путешествие «Достопримечательности города Шадринска», где дети путешествовали по станциям вокзал, администрация города, институт, кафе, гостиница и др.
Для достижения наилучших результатов считаем обязательным взаимодействие с родителями, которое строится на принципах целенаправленности, систематичности, плановости. Нами составлен план работы по взаимодействию с семьями воспитанников, который реализуется в течение учебного года. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Совместно с ними были разработаны родословные древа, и общий семейный альбом. Родители постарались, серьёзно подошли к этому вопросу, красочно и оригинально оформили их. Дети, используя своё генеалогическое древо и фотографии семейного альбома, с особым интересом и гордостью за своих предков рассказывали о своей династии, о своей семье, зарисовывали их на листах бумаги. Кроме того для родителей были проведены такие консультации и беседы как «Воспитание у детей любви к Родному краю», «Зауралье – край родной», выставка фотографий «Любимые места нашего города», игротека «Мой край».
Педагогическим опытом по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем делюсь с воспитателями ДОУ. Для педагогов ДОУ подготовлено сообщение на педагогическом совете на тему: «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем».
Работа по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем показывает хорошие результаты. Результаты педагогической диагностики позволяют констатировать положительную динамику в реализации проекта «Зауралье – край родной».
В 2015-2016 учебном году показатели высокого уровня увеличились с 3,5 % до 46,7%. Отмечается так же увеличение среднего уровня с 34,0 % до 51,3 %. Прослеживается снижение низкого уровня с 62,5 % до 2,0 %.
Развитие детей осуществлялось в проектной деятельности, которая отражает активное отношение воспитанников к окружающему; за счёт применения современных методов, приёмов, технологий; организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
По итогам педагогической диагностики были выявлены положительные тенденции в следующих объектах оценки:
-Представления о ближайшей окружающей среде (оформление помещений детского сада, участка детского сада и д. р., участие в создании развивающей среды ДОУ;
-Представления о семье, о родословной как истории семьи и народной традиции;
-Представления об особенностях природы родного края;
-Представления об истории родного города и края, символика города и края;
-Национальный состав края, обычаи, игры, предметы быта, элементы народного творчества;
- Представления о замечательных людях, прославивших свой край.
Таким образом, процесс формирования патриотических чувств у старших дошкольников имеет свою специфику, которая заключается в установлении и поддержании связи между сообщением детям знаний, формированием на их основе отношений и организацию доступной деятельности. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
Литература:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. [Текст]/ Н. В. Алешина – Москва, 2004 г.
2. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. [Текст]/ Н. Г. Пантелеева - Издательство ТЦ «Сфера».
3. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. [Текст]/ Е. К. Ривина - М. : Мозаика – Синтез, 2008г.
Изучение статей в журналах:
1. Волкова Л. В. Калабина И. А. Ознакомление старших дошкольников со своей родословной. //Воспитатель ДОУ. - 2013 г., №2, с 77.
2. Павлова Е. Ю. Организация нравственно – патриотического воспитания на современном этапе // Воспитатель ДОУ. - 2014 г. № 3, с 6-10.
3. Путешествие по родной сторонушке// Дошкольное воспитание. - 2014 г., № 6, с 32-34.
4. Герои в нашей семье// Дошкольное воспитание. – 2014 г., № 4, с. 4-8.