Светлана Кудрявцева
Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрываются научно-методические аспекты проблемы развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Темочки:
Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Следует отметить, что в настоящее время растет число детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. При ОНР 3 уровня формирование лексико-грамматического строя речи происходит с большими трудностями, как и овладение активным и пассивным словарем. В устном речевом общении дети с ОНР 3 уровня стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать различные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
В речи детей наблюдается большое количество ошибок на согласование, управление. Тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР 3 уровня проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Дошкольники с ОНР 3 уровня понимают значение многих слов: объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Бедность словаря проявляется в том, что дети не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела, частей предметов (фара, кузов) и др.
Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как грач, овца, кузнечик, перец, гром, парикмахер и др. У дошкольников выявляются трудности в назывании многих прилагательных (узкий, кислый, гладкий, пушистый и др.).
В глагольном словаре детей с ОНР 3 уровня преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, одеваться, идти, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Характерной особенностью словаря детей является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, грач – сорока, лимон – апельсин, весна – осень и др. Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов (узкий – тонкий, низкий – маленький, пушистый – мягкий). Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия (ползет – идет, воркует – поет и т. д.
Список литературы и источников
1. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 48 с.
2. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2011. 105 с.
3. Горюнова Т. П., Минашина В. С., Сереброва Н. И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития. М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2014. 139 с.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004. 202 с.
5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб. : Литера, 2001. 150 с.
6. Назарова Е. В. Формирование лексико-грамматической организации речевого высказывания у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 129 с.