Ирина Фильчакова
Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
Фильчакова И. Н.
воспитатель МБДОУ д/с № 37 «Соловушка»
город Старый Оскол, Белгородская область
Аннотация: данная работа посвящена проблеме формирования активной родительской позиции. Авторы статьи описывают комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Публикация «Формирование активной родительской позиции посредством создания условий эффективного взаимодействия с семьей» размещена в разделах
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. И здесь, педагоги детского сада готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу, некоторые получают необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка.
Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы активизировать и обогатить педагогические знания родителей, поддержать их уверенность в собственные возможности, распространить положительный опыт воспитания в семье.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы общения. Главное – донести до родителей знания. В работе используются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Авторами статьи применены традиционные формы такие как : коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. Это родительские собрания, на которых организованно идет ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова). Повестка дня родительских собраний разнообразна и формулируется с учетом пожеланий родителей. Например, предлагается во второй младшей группе такая тема: «Знаете ли вы своего ребенка?». Диалог с родителями ведется с использованием методов активизации родителей : используются примеры, вопросы, рекомендации, анализ педагогических ситуаций. В средней группе интересным было родительское собрание на тему «В каждом доме свои традиции», с участием специалистов детского сада: педагога-психолога, старшего воспитателя. Подготовка к собранию велась активно – заранее готовились индивидуальные приглашения для родителей, заполнялись мини-анкеты.
В практике широко использовались и индивидуальные формы работы с родителями – беседы, цель которых - обмен мнениями по различным вопросам. Их особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.
Тематические консультации по запросам родителей использовались в работе с целью ответить на все вопросы, интересующие их. В родительских уголках работал почтовый ящик «Спрашивайте – отвечаем». Главное назначение консультации в том, что родители убеждаются, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Положительно себя зарекомендовали памятки для родителей на различные темы : по правилам дорожного движения, по трудовому воспитанию, о закаливании детей, по развитию любознательности, по защите прав и достоинств ребенка в семье и т. д. В них кратко, четко, лаконично даны советы и рекомендации по воспитанию детей.
При помощи наглядно-информационных методов родители знакомятся с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей. Они способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Используются видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
Авторами статьи применены также и нетрадиционные формы общения с родителями («Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «Устные журналы», «Семейный клуб», Дни открытых дверей, которые пользуются популярностью. Многие из них строятся по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Интересным было ток-шоу «Почему ребенку нужна игра?», где обсуждались противоположные точки зрения на проблему как родителями, так и другими специалистами детского сада. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагога. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями. Родители могут сами поучаствовать в играх, занятиях.
Семейный клуб – его работа повышает компетентность родителей, вызывает интерес к проблеме, вселяет уверенность в своих силах, сплачивает коллектив родителей, дает возможность познакомиться с опытом семейного воспитания, обменяться мнениями. Большим подспорьем в работе клуба является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, развития, коррекции.
В процессе разнообразных форм взаимодействия авторами широко используются методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, используемые в ходе исследования, имеют активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании используются методы в их совокупности: беседа, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ, ответов в мини-анкетах и т. д.
Педагоги используют игровой метод активизации родителей (Е. П. Арнаутова). Родителям ведущий бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например: «Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?». Интерес у родителей формируют различные игры, например, кто из пап быстрее заплетет дочкам косички; загадывание загадок; проведение игр для взрослых «Откуда эти строки?» - родителям предлагается пара строк известных детских стихов, и они должны их узнать. С интересом придумывают родители рекламу игрушки по аналогии с телевизионной (оценивается юмор, точная и полная характеристика игрушки).
Анализ педагогической ситуации берется из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Он помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку.
Решение педагогических ситуаций требует от родителей самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?». В ходе решения родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта. Например: «Как вести себя, если ребенок любит разговаривать, задавать вопросы во время еды?». Во время работы нами было отмечено, что достоинством данного метода является возможность рассмотрения нескольких вариантов решения, их обсуждения, столкновения различных позиций.
Система мероприятий, проведенных нами во время исследования, подвела родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которым следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Самонаблюдение помогает родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.
Таким образом, было выявлено, что концептуальные подходы к организации взаимодействия с семьей необходимо строить на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи и детского сада. Проблема формирования активной родительской позиции решается на основе создания условий эффективного взаимодействия ДОУ с семьей.
Библиографический список
1. Горшенина, В. В., Самошкина, И. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В. В. Горшенина, И. В. Самошкина. – М. : Глобус, 2007.
2. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия / Авт. -сост. Глебова С. В. - Воронеж, 2007.
3. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Родительские собрания В ДОУ : метод. Пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2007.
5. Зенина, Т. Н. Родительские собрания в детском саду / Т. Н. Зенина. – М., Педагогическое общество России, 2006.
6. Козлова, А. В., Дешеулина, Р. П. Работа ДОУ с семьей : Методические рекомендации / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2006.