Надежда Кузнецова
Духовно-нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольников на примере исторических героев
▼ Скачать + Заказать документы
Кузнецова Надежда Ильинична
МАДОУ «ДС №13 «Родничок»
«ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»
Пояснительная записка
Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольников на примере исторических героев» размещена в разделах
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
Воспитание духовной культуры у детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателя. Педагог, имеет дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: истины, добра, красоты. Мы, педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей взрослого человека.
Работу по воспитанию духовной культуры строим на основе приобщения, как родителей, так и детей к пониманию главных святынь и духовных ценностей России, подвигов героев своей земли. Россия родина для большинства. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа.
Система духовно-нравственного воспитания проходит через все формы работы с детьми и должно обеспечивать единство развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Таким образом, нам, педагогам, приходится ответить на вопрос: «как выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, не потерять свои духовные качества, донести до детей, ценности, которые будут составлять основу их личности?» Ответы на все эти вопросы мы можем найти в истории, а точнее рассмотрев личности, поступки и деятельность великих исторических героев.
Мною были выбраны несколько исторических героев - полководец Александр Невский, Илья Муромец, князь Димитрий Донской, Геогрий Победоносец. Предлагаемое Вашему вниманию собрание житий святых специально адаптировано для детей старшего дошкольного возраста и прекрасно подходит для домашнего чтения. (Приложение 1)
Когда мы говорим об Александре Невском, Дмитрии Донском, Илье Муромце и Георгие Победоносце, то, прежде всего, вспоминаем их воинские подвиги. Однако их объединяют не только славные победы, но и святость жизни. Все они причислены Русской Православной Церковью к лику святых.
Как в человеке может соединяться воинская доблесть и праведность жизни это великая тайна. Это происходит только тогда, когда воин вынимает меч из ножен не с целью завоевания славы и богатства, а ради священного долга защиты беззащитных, ради спасения Родины. Это сопряжено со смертельной опасностью для самого воина. И всё же, сознавая такую опасность, человек вступает в схватку ради спасения жизни других людей.
Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. Данное методическое пособие - подходящий повод рассказать дошкольникам, что такое смелость, отвага и подвиг, воспитать патриотов с чувством гордости за свою страну, малую Родину, родной город и любимые памятные места, которые на всю жизнь останутся в сердце; вызвать желание быть похожими на воинов-защитников.
В настоящее время я продолжаю накапливать материал по духовно-нравственному воспитанию детей и применять его в своей практической деятельности. Надеюсь, что смогу содействовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; сформировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; помочь детям найти гармонию во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, с честью пройти трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.
Вывод сделать не сложно. Любите свою Отчизну, свой поселок, свою историю и своих героев и научите этому детей!