Татьяна Кормилицина
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившаяся ситуация является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные и воспитательные функции действующей системы образования. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Эту задачу, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня, как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.
Необходимо приобщать детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Для развития концепции духовно-нравственного развития личности ребенка дошкольного возраста крайне важной выступает работа детского сада, представленная комплексом мер, что ориентированы на реализацию ряда задач духовно-нравственного развития дошкольников в условиях взаимодействия «педагог-ребенок-семья».
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности детского сада. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения и воспитания, но и воспитания человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Духовно-нравственное развитие является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Проблема духовно-нравственного развития ребенка становится все более актуальной, что обусловлено высоким темпом жизни людей. В процессе духовно-нравственного развития у человека формируется гуманное отношение к миру, обеспечивается регуляция поведения в соответствии с принятыми нормами, формируется направленность личности, ее мировоззрение, система нравственных убеждений, что обеспечивает гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения. Становление духовного человека невозможно без духовно-нравственного развития.
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка – это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой, посредством одухотворения и гармонизации этих отношений. Это сложный и многоплановый процесс. Оно является неотделимым от человеческой жизни во всей своей полноте и противоречивости, общества, культуры, семьи и человечества в целом, а также от страны проживания и культурно-исторической эпохи, которая формирует образ жизни народа, а также человеческого сознания.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс постепенного обогащения ребенка знаниями, умениями, опытом; процесс формирования отношения детей к ценностям добра и зла и формирования на этой основе способности к нравственному выбору. Нравственное развитие детей дошкольного возраста связано не только с получением знаний о нравственных нормах, но прежде всего с эмоциональной включенностью дошкольников в процесс, с появлением их собственного отношения к нравственности, моральным нормам.
Стержнем воспитания, определяющим духовно- нравственное развитие дошкольника, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться уже в дошкольном возрасте. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком!