Папки-передвижки

Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка

Елена Сивохина
Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Статья.

"Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка"

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окружающими в различных видах деятельности. Поэтому, социальный заказ, адресованный школе, существенно изменился: подготовку не послушного и дисциплинированного исполнителя, а формирование инициативной личности, способной к опережающей созидательной деятельности на основе творческой активности, умеющей работать и жить в новых социокультурных условиях.

Публикация «Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка» размещена в разделах

Исследования показывают, что наиболее благоприятным периодом для формирования способностей к творчеству являются ранние школьные годы, т. к. именно в этот период закладываются психологические основы для творческой деятельности.

Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, "сензитивностью" в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младшем школьном возрасте оказывается иногда более эффективным чем в старших. На основе исследований можно сделать вывод, что младший школьный возраст- это прежде всего, период накопления знаний. Успешному выполнению важной жизненной функции благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувственно –образный характер детского мышления, нерасчленностью творческой и сотворческой деятельности.

Учебно-воспитательный процесс школы, ориентированный, в основном, на репродуктивный характер усвоения знаний, умений, навыков, не способен в полной мере развивать творчество учащихся. Для эффективной реализации поставленной цели (воспитание творческой личности) призвана участвовать система дополнительного образования. В данном направлении она обладает большим педагогическим потенциалом: компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности; обеспечивает ребенку комфортную эмоциональную среду, содействует выбору индивидуального маршрута и темпа его освоения

Однако, как показывает анализ практики, значение дополнительного образования в развитии творчества не оценивается должным образом, особенно в общеобразовательных учреждениях. Во многих школах дополнительное образование рассматривается как своеобразный «наполнитель второй половины дня», назначение которого «отвлечение учащихся от улицы».

На современном этапе подготовка педагогов дополнительного образования в вузах как целостное явление отсутствует, поэтому проблема кадров в дополнительном образовании как количественно, так и качественно далека от идеального. Модернизация современного российского образования диктует необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания,перехода ее в новое качественное состояние, утверждение ее развивающего значения, сознание новых видов воспитательных учреждений. В связи с этим использование социально-педагогических возможностей дополнительного образования является весьма актуальным,так как основное предназначение учреждений дополнительного образования- удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Кроме того, значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно является мощным средством формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования открываются большие возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка,что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностных достоинств, расширяется культурное пространство самореализации личности ребенка, стимулируется его стремление к творчеству. Увлеченность совместным творческим делом и общность интересов воспитанника и педагога в сфере дополнительного образования создают основу интенсивного и целенаправленного процесса формирования гуманистических ценностных ориентации.

Органическое сочетание в системе дополнительного образования различных видов досуговой деятельности с формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей в свободное время, сокращая тем самым число детей девиантного поведения, рост детской безнадзорности, негативные явления в детской, подростковой и молодежной среде.

Вместе с образовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках социокультурного и образовательного пространства страны. Таким образом, дополнительное образование ориентированно на :

-динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для реализации жизненного пути;

-стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решении возникающих проблем и постоянному самообразованию;

-активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

-обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

-новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах исследователей;

преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания детей и развитие всего многообразия форм их жизнедеятельности.

Школа и учреждения дополнительного образования взаимодополняют и взаимообогощают друг друга. Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно -важных целей.

Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Развивая дополнительное образование общеобразовательные учреждения взаимодействуют с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики.

Публикации по теме:

Дополнительное образование как одна из форм внедрения ФГОС ДО Видео Одним из актуальных вопросов современного российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта.

Статья «Формирование социально–адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества» «Формирование социально–адаптированной личности воспитанников посредством участия в выставках детского творчества» Наша цель – создать.

«Исследовательская активность как фактор самореализации личности дошкольников» Рассматриваемая нами тема актуальна тем, что на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.

Дополнительное образование. Студия «Акробатика» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МБОУ «СОШ № 2» дошкольные группы на 2015 – 2016 учебный год Студия «Акробатика» Руководитель: Новикова Л. И.

Конспект НОД по краеведению «Родное село» Цель: воспитание любви к своей «малой «родине – родному селу, интереса к его достопримечательностям. Ход: Вос –ль: Здравствуйте ребята.

Консультация для родителей и воспитателей «Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается.

Развитие личности ребенка средствами аппликации В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196 городского округа город Воронеж. В детском саду изобразительная деятельность включает.

Консультация для родителей «Раннее дополнительное образование — залог успешного развития ребенка» Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки Федеральных государственных образовательных.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: "Инклюзивное образование". Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Статья «Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности» Влияние арт-терапии на формирование психологической культуры и здоровья личности Аннотация Психологическая культура является важной составляющей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 21:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сивохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД