Алсу Худайбердина
Дидактические игры и их роль в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. О. В. Беккер дает понятие дидактической игры, как одной из разновидностей игр с правилами, специально создаваемой педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.
Публикация «Дидактические игры и их роль в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель.
По мнению В. Н. Аванесовой, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной активности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.
Дидактическая игра привлекала к себе внимание видных зарубежных, русских педагогов еще на этапе зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного возраста. К примеру, А. И. Сорокина широко использовала их, подчеркивая огромную роль в воспитании и обучении детей
Применяя дидактические игры, отмечает автор, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка : на сознание, на чувства, на волю и поведение в целом. Дидактические игры, способствуют формированию у детей психических качеств : внимание, память, наблюдательности сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость дошкольникам.
Со слов Г. И. Щукиной, потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Освоение разнообразных дидактических игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной окружающей среде, развивает многие качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает. Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Как утверждает Д. В. Менджерицкая, игры служат подготовительной ступенью к развитию интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств : зрения, мышечного чувства, мелкой моторики. В игре задействованы все внешние чувства, поэтому она носит развивающий характер.
В отечественной педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях педагог-новатора В. В. Давыдова. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства, а также реализуется потребность дошкольника в творческих проявлениях. Все развивающие игры имеют много вариантов, подходы к их решению многообразны, поэтому у каждого ребенка есть возможность проявить в игре особенности своей личности. Расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, открывает новые свойства вещей и черпает более точные понятия.
По мнению Л. Ф. Тихомировой, дидактические игры имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления материала, для развития у детей познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение.
Е. И. Тихеева, автор отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, говорила о новом подходе к дидактическим играм. По ее словам дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с беседой, чтением художественной литературы, изобразительной деятельности, пением, гимнастикой, трудом.
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей (А. К. Бондаренко).
Л. В. Артемова относит дидактические игры к "рубежным играм", представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.
По мнению Л. И. Божовича, организовывая игры, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и отличие предметов. Важность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания постепенно усложняются: дети упражняются в определении предмета, по какому-либо одному качеству, объединяем предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению, что, несомненно, является очень важным развития логического мышления В играх используются предметы, в которых разница между ними едва заметна. Дети, играя с этими предметами, выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Таким образом, дошкольники приобретают умения складывать целое из частей, выкладывать узоры, из разнообразных форм.
Играя, они изучают цвет, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, изучают растения, животных, птиц, насекомых. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие дидактическими играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга.
Во время прогулки, при ознакомлении дошкольников с природой предлагаем следующие дидактические игры : «Собери красивый осенний букет из листьев», «От какого дерева листик?», «Разложи листья по убывающей величине». «Кто, где живет?», «Кто скорее выложит узор из разных листьев?». Проведение этих игр способствует закреплению знаний у дошкольников об окружающем мире, формирует мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Классификация дидактических игр дает Е. И. Удальцова. По ее мнению в теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр : игры с предметами, настольно - печатные игры, словесные игры. Они являются эффективным средством и методом развития познавательной активности и выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую.
Эффективно использование настольно - печатных игр, они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Подбор картинок по общему признаку (классификация) способствует развитию умения классифицировать предметы, обобщать, устанавливать связи между ними.
Словесными играми мы вызываем у детей желание самостоятельно мыслить. Участвуя в играх, дети естественным образом приобретают навыки умственной работы, процесс обучения происходит легко и непринужденно. Играя в дидактические игры с дошкольниками на занятиях и в свободной деятельности, они приобретают новые знания, получают много новой информации. У них развивается память, мышление, внимание, творческие способности, что является очень важным в развитии дошкольников.
Как отмечает Б. Д. Эльконин, игра незаменима как средство воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми. Она способствует чуткому отношению к сверстникам, учит быть справедливыми, уступать товарищам в случае необходимости. Игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Роль дидактической игры в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
1. Активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение).
2. Воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста.
3. Развивает все виды способностей.
4. Вводит детей в жизненные ситуации.
5. Учит их действовать по правилам, развивает любознательность.
6. Закрепляет знания, умения.
Таким образом, дидактические игры выступают прекрасным средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. В них дошкольники отражают окружающую действительность, проявляют свои знания, делятся ими со сверстниками. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности дошкольников.