Приложение МААМ

Консультация для родителей дошкольников «О чем может сказать детский рисунок?»

Мариям Сефербекова
Консультация для родителей дошкольников «О чем может сказать детский рисунок?»
▼ Скачать + Заказать документы

Сефербекова М. И.

О чем может сказать детский рисунок?

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

Публикация «Консультация для родителей дошкольников „О чем может сказать детский рисунок?“» размещена в разделах

Особенности возраста

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги» : существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка, одежда (хотя бы в схематическом виде, а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

Структура рисунка

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия : «светлый»«темный», «яркий»«тусклый», «спокойный»«тревожный», «агрессивный»«доброжелательный», «богатый»«бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

Важные деталий

-Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».

-Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении.

-Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни».

-На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

Манеры письма

-Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.

-Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.

-Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится.

-Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.

-Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.

-Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.

-Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

-Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

Палитра - зеркало души

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

-Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;

-зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;

-красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

-желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;

-фиолетовый – фантазия, интуиция;

-коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

-черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;

-серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как правильно сказать ребенку: «Ты молодец! Отлично!» Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца, а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются.

Консультация для обучающихся и их родителей «Интернет может быть опасным!» Интернет может быть опасным! 1. Родители – это твои союзники. Доверяй им. Расскажи им, как ты используешь Интернет, расскажи о своих друзьях.

Консультация для приемных родителей «Жестокое обращение. Как приемный родитель может помочь ребенку» Государственное казенное учреждение здравоохранения Московской области «Краснополянский специализированный дом ребенка для детей с органическим.

Консультация для родителей «Уметь сказать детям решительное «Нет» Уметь сказать детям решительное «Нет» Многие родители не могут устоять перед любимым ребенком, быть для него требовательным и знающим, и.

Консультация для родителей «Детский фольклор для родителей» «Детский фольклор для родителей» Высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым,.

Консультация для родителей «Уборка в доме — это может быть весело!» Без сомнения, очень важно, чтобы дети помогали родителям выполнять некоторую работу по дому, ведь тем самым они будут чувствовать себя нужными.

Консультация для родителей «Популярные вопросы родителей при поступлении детей в детский сад» Сколько длится период адаптации к садику? Длительность этого периода зависит от самого ребёнка, от детей в группе, от воспитателей и от.

О чем говорит детский рисунок? Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым,.

Консультация для родителей «Папа может! Или Роль отца в воспитании детей» В преддверии праздника настоящих мужчин – Дня защитника Отечества, хочется поговорить о наших дорогих, сильных, любимых, в общем, самых.

Презентация-консультация для родителей «Первый раз в детский сад, или Адаптация детей и родителей к детскому саду» слайд 1 "Первый раз в детский сад или адаптация детей и родителей к детскому саду" слайд 2 Ребенок привыкает к посещению детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей дошкольников «О чем может сказать детский рисунок?»
Опубликовано: 27 августа 2019 в 20:59
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей дошкольников «О чем может сказать детский рисунок?»» (включая файлы) размещена пользователем Мариям Сефербекова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД