Оксана Холоденко
Консультация для родителей «Детский фольклор для родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский фольклор для родителей»
Высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать c раннего детства.
Публикация «Консультация для родителей „Детский фольклор для родителей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ, создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих нам без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Народные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда, на природе, в быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит малыш, является песня матери – колыбельная. Именно они составляют его самые важные музыкальные впечатления. Как часто мама пела их нам. Интонация полна теплоты и нежности, умиротворения и спокойствия. Существует множество различных колыбельных.
А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки. (Обозначат - нянчить, носить на руках.) Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.
В своей работе педагоги – музыканты стараются расширить репертуар русских народных песен, хороводов, народных игр, танцев.
Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание – делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью:
• Формирует художественный вкус ребят;
• Обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (Зимушка – Зима, травушка – муравушка и т. д.)
И хотя, многие слова незнакомы детям и звучат непривычно (коромысло, сени и т. д.) они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим интересом поют песни, такие как: «А я по лугу», «Пошла млада за водой», «Где был Иванушка?», «Во кузнеце», «Блины» и т. д.
Эти песни хороши ещё тем, что их можно инсценировать. На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движениями русских народных плясок: хороводный, топающий, переменный, шаг с притопом, присядка и многими другими. После того как дети усвоят основные движения, их можно включать в различные пляски: «Матаня», «Кадриль», «Акулинка» и т. д. Кроме песен и танцев мы разучиваем и народные игры с пением, хороводы, потешки. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность, вызывают у них желание двигаться, что является необходимой потребностью ребёнка. В играх часто пользуемся игровыми зачинами, то есть водящих выбирают по считалке сами дети. Считалки дают возможность освоить песенно – ритмическую основу народных игр.
Особенно нравятся детям игра на народных инструментах: трещетки, ложки, бубенцы, маракасы, свистульки. Дети быстро и с огромным удовольствием учатся играть на них.
Итогом работы, с русским народным материалом, являются наши праздники.
Чего только не бывает на празднике? – красны девицы водят хоровод, добры молодцы меряются силушкой, звучат частушки, шутки, прибаутки, выступают ложкари и т. д.
Часто главное действующее лицо на народных праздниках это – скоморох. Особенно нашей детворе нравятся зимние святки – «Колядки», когда они ходят из группы в группу и исполняют «колядки», за что хозяева раздают им угощения, а дети «Рядятся».
На наших праздниках часто присутствуют герои различных сказок: Баба Яга, Кикимора, Емеля и т. д. Отрицательные герои под воздействием добра - становятся добрыми, играют, танцуют, веселятся с детьми.
Весной мы отмечаем «Масленицу»- с гуляньем, с блинами, с чучелом «Масленицы».
22 марта праздник «Сороки» прилет птиц.
Осенью, как и положено в народе мы проводим «Ярмарку».
Ну а в начале лета – «Троица», праздник русской берёзки, с русалками, обливанием, играми и танцами.
Проделанная работа не может не отразиться на успехах наших детей. С каждым разом они становятся активнее, эмоциональнее, расширяются их представления об окружающем мире, обогащается их словарный запас, повышается интерес к народной культуре.
Русский народный фольклор становится близкий детям и любим ими, он способствует пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Основываясь на своём опыте, могу сказать, что знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного народного творчества.