Татьяна Финансова
Значение логических дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья для публикации в сборнике «Лучшее от лучших» на тему: «Значение логических дидактических игр в умственном развитии де…»
Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность у детей – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки. При помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. И большая роль отводится в этом дидактическим играм.
Публикация «Значение логических дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дидактическая игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Она развивает самостоятельность и активность мышления, речь детей. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовывать их в игровых действиях, правилах.
Основой умственного развития является обучение – систематический, целенаправленный процесс ознакомления детей с окружающей жизнью. Учеными – педагогами такими как, М. Монтессори, А. А Столяр, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель, Е. И. Щербакова, выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста :
• создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
• включение занимательности в содержание занятий;
• создание проблемно-поисковых ситуаций;
• вовлечение в выполнение творческих заданий;
• интеграция разнообразной деятельности;
• организация экспериментирования;
• стимулирование проявления положительно эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы детей старшей и подготовительной к школе групп.
Результаты психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста очень велики. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но также устанавливать связи и отношения между ними.
Вначале ребенок действует практически. У него развито наглядно – действенное мышление. Когда действия переходят в мысленный план, мышление становится наглядно – образным. Далее дошкольники переходят к схематизированным формам мышления, они начинают мыслить логически.
Старшие дошкольники сравнивают, чем похожи и чем отличаются предметы, умеют классифицировать предметы по свойствам. Дети уже могут обобщать, то есть называть группу предметов одним словом; строить логические цепочки «Что сначала, а что потом».
Возможности детей очень высоки, и если правильно организовать обучение детей, то добиться можно многого. Одной из форм обучения детей является логическая дидактическая игра. В игре происходит формирование всех психических процессов: восприятия, мышления, внимания, памяти, речи. Игра близка ребенку, она доставляет ему большую радость, предоставляет возможность активно действовать. Логические дидактические игры могут использоваться на занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в свободной деятельности детей. Эти игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Так, дети знакомятся со свойствами предметов, устанавливают между ними связи и отношения.
Логические дидактические игры бывают следующих видов:
1. Игры с предметами.
Эти игры развивают восприятие, внимание, мышление. Так, например, в играх «Чудесный мешочек», «Магазин», «Собери урожай» дети учатся называть предметы и их отдельные свойства, определять предмет наощупь, находить предметы по определенному признаку. Можно попросить детей составить описательный рассказ, загадки о предмете. В дошкольном возрасте приемлемы головоломки с палочками. Дети учатся составлять новые фигуры из построенных путем перекладывания нескольких палочек. Игры с палочками Кюизенера помогут детям лучше ориентироваться в мире чисел. Сооружая различные постройки, дети знакомятся с пространственным расположением предметов.
Развивают логику, расширяют математические представления логические блоки Дьенеша. Существует много различных игр с блоками и логическими фигурами. Это «Найди свой домик», «Угощение для медвежат», «Художники», «Логический поезд» и другие.
Игры «Сложи узор», «Куб – хамелеон», «Уникуб», «Уголки» учат детей проявлять в работе четкость, аккуратность, внимательность.
2. Настольно – печатные игры.
Это такие игры, как «Домино», «Лабиринт», «Лото». Они развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление.
Издавна известны логические дидактические игры по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.
3. Словесные игры.
Эти игры развивают слуховое восприятие, речь, воображение, образное и логическое мышление.
Такие игры, как «Было – будет», «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?» знакомят детей с временными отрезками.
Игры «Путешествие в страну вещей», «Путешествие в лес», «Необыкновенное путешествие по временам года», «Путешествие под Новый год» позволяют «путешествовать», не сходя с места. Это путешествие мысли, воображения. У детей эти игры вызывают большой интерес, обеспечивают их активное участие в игре.
Дети очень любят играть в игры – загадки. С удовольствием отгадывают и сами загадывают загадки.
Игры – поручения основаны на предложении что–то, сделать. «Собери в корзину все фигуры красного цвета», «Разложи пуговицы по величине».
Игры – предложения «Что было бы?» или «Что бы я сделал, если бы…» требуют осмысления последующих действий. Дети старшей и подготовительной к школе групп любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умение «придумать».
Игры – беседы возбуждают интерес к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание надо добыть – сделать открытие. Дети сами приходят к решению задачи, находят правильный ответ, делают выводы. Ценность игры – беседы в том, что она активизирует эмоциональные мыслительные процессы у детей. Игра воспитывает умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Это могут быть такие игры, как «Письмо мальчику Почемучке», «Письмо доброго сказочника», «Незнайка в гостях у ребят».
Использование логических дидактических игр и упражнений в системе благотворно влияют на развитие логических приемов умственных действий : сравнения, обобщения, анализа, классификации, конкретизации и способствует повышению эффективности воспитательно – образовательного процесса. Таким образом, логические дидактические игры осуществляют умственное развитие детей посредством интересной для детей игровой деятельности, активного включения детей в игру.
Работа по развитию логического мышления у старших дошкольников с помощью дидактических игр и упражнений успешна и помогает приобрести более глубокие и прочные знания, умение мыслить последовательно, обобщать, рассуждать, а эти качества им пригодятся в дальнейшей жизни.