Алёна Лакиза
Социально-ориентированные игры для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-ориентированные игры – это «взрослые игры для детей», в которой и ребенок и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Ведь игра, как средство познания социального мира, одновременно является и средством его моделирования.
Задачи социально-ориентированных игр:
1. Познакомить дошкольников в процессе игры с нормами поведения и взаимоотношений;
2. Научить детей сотрудничать со сверстниками и взрослыми, достигать желаемого результата;
Публикация «Социально-ориентированные игры для старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
3. Представить возможность ребёнку решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается в жизни, во время игры.
Социально-ориентированная игра для рабочего настроя
«Слухачи»
Задачи этой игры - развивать:
- слуховое восприятие, умение слышать друг друга;
- умение спокойно общаться друг с другом;
- умение сотрудничать, достигать желаемого результата;
- организованность, умение слушать;
- внимание, сообразительность и находчивость, сосредоточенность
Педагог выбирает водящих - команду из двух-трёх самых активных, разыгравшихся детей. Они выходят из помещения. Остальные дети загадывают слово, например, «бумага», делятся на несколько групп (по количеству слогов в слове, выбирают известный музыкальный мотив – один на всех. Когда водящие входят, одна группа участников поёт «бу-бу-бу», другая «ма-ма-ма», третья – «га-га-га». Водящие ходят между поющими и пытаются догадаться, какое слово было задумано.
На практике такая игра включает детей в дальнейшую работу, им приходится внимательно слушать, активизироваться, чтобы угадать слово. Водящим необходимо работать в команде, совещаться, обсуждать, какое слово можно составить из произносимых слогов. Остальным частникам, в сою очередь, необходимо действовать слаженно, слышать других, чтобы попасть в заданный ритм, не произносить слог быстрее или медленнее, а стараться синхронно действовать.
Социально-ориентированная игра для творческого самоутверждения
«Волшебная палочка»
Задачи этой игры:
- Развивать умение устанавливать партнёрские отношения в коллективе.
-Формировать представления ребёнка о возможностях своих и сверстников.
- Привлечь внимание к теме, поддержать интерес к ней.
- Координировать индивидуальные действия.
Обычный предмет (ручка, карандаш, линейка и т. д.) по общему согласию превращается в волшебную палочку. Дети садятся кругом и передают её друг другу в произвольном порядке или по часовой стрелке, при этом произносят фразы согласно ранее установленному правилу, например: передающий называет предмет, а принимающий – действие, которое можно совершить с ним («ковёр» - «лежит»); или передающий называет сказку, а принимающий – одного из её персонажей.
Если ребёнок, принимающий палочку, не смог правильно ответить, она передаётся другому участнику.
В процессе игры дошкольники учатся внимательно слушать своих сверстников, дожидаться своей очереди, а так же наблюдают, как ведут себя другие ребята во время ответа и о время ожидания. Это способствует сближению детей, объединению их общей интересной для них деятельностью.
Социально-ориентированная игра-разрядка
«Магазин вежливых слов»
Задачи этой игры:
- Формировать доверительные отношения между детьми.
- Развивать умения координировать свои усилия с действиями остальных участников.
- Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Предварительный этап: с детьми проводится беседа о «волшебных», вежливых словах.
Педагог рассказывает воспитанникам: У меня в «магазине» на «полке» лежат вежливые слова: благодарности (спасибо, благодарю, просьбы (прошу тебя, пожалуйста, приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, извинения (извините, простите, очень жаль, ласковые обращения (дорогая мамочка, папочка, милая мамочка, бабуля и т. п.).
Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы, чтобы правильно повести себя в них, по очереди подходите к «полке», «покупайте» у меня нужные слова.
Ситуация 1. Мама принесла из магазина вкусные яблоки. Тебе очень хочется их попробовать, но мама сказала, что нужно подождать до обеда.
Как ты её попросишь, чтобы она всё-таки дала тебе кусочек вкусного яблока?
Ситуация 2. Бабушка устала и лежит на диване. Тебе очень хочется, чтобы она дочитала тебе интересную книжку.
Как ты поступишь? Как ты её попросишь?
Ситуация 3. Мама принесла из магазина твой любимый торт. Ты съел свою порцию, но тебе хочется ещё.
Что ты будешь делать?
Главный плюс этой игры – развитие доброжелательных отношений между детьми. Иногда дошкольникам сложно произносить вежливые слова друг другу, особенно слова извинения. Систематическое использование этой игры поможет ребятам сформировать доверительные отношения друг с другом, а так же научит благоприятному взаимодействию.
Благодаря использованию таких социально-ориентированных игр отношения детей и воспитателей выходят на иной уровень – доверительный, учитывающий желания и возможности детей – по отношению к взрослым, проявляющий позитивное сотрудничество и доброжелательность – по отношению к сверстникам. Их применение в педагогическом процессе качественно повышает эффективность взаимодействия воспитателей с детьми