Лучший педагог года

Онтогенез игры детей дошкольного возраста

Коробкова Элина Таировна
Онтогенез игры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Статья для педагогов дошкольного образования тема : "Онтогенез детской игры"

В современном мире не для кого не является секретом, что игра – является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста.

Детская игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Темочки:

Игра сопутствует развитию ребенка на протяжении длительного периода, при этом несколько раз меняя свое место в иерархии различных видов деятельности и проходя ряд последовательных этапов своего развития. Рассмотрим основные траектории онтогенеза детской игры.

Развитие ребенка на первом году жизни создает необходимые условия для возникновения манипулятивных действий, которые многие исследователи рассматривают в качестве генетически исходной формы игры. Манипулятивные действия возникают в результате развития сосредоточения, слежения, ощупывания, т. е. целостного развития координированных движений, согласующихся со слухом, зрением, тактильной чувствительностью. В связи с формированием хватательных движений и самостоятельного передвижения в пространстве (начиная примерно с возраста пяти месяцев) сфера ориентировочно исследовательской активности ребенка расширяется. Одновременно меняется характер общения с близким взрослым, и социальная ситуация развития в целом. Таким образом, основными источниками развития предметно-манипулятивной деятельности на первом году жизни ребенка являются сенсорное, моторное развитие и развитие общения.

Самые простые игры с маленьким ребенком направлены на развитие именно этих сфер психики. Это, прежде всего, игры на сенсорное развитие, развивающие целенаправленное восприятие цвета и формы предметов, формирующие сенсорные эталоны, способствующие развитию наглядно действенного мышления. Такие манипуляционные игры нуждаются в руководстве взрослого, который является незаменимым партнером и наставником. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребенок сможет не только открывать общественно-историческое содержание предметов, но и научится «играть» с ними. Исследования Ф. И. Фрадкиной, направленные на изучение игр детей от года до трех лет, показали, что ребенок самостоятельно действует только с теми предметами, которые употреблялись в совместной деятельности со взрослым. Для маленького ребенка важно действовать определенным образом с той самой игрушкой, с которой перед этим играл взрослый.

Предметно-манипулятивная игра в раннем возрасте характеризуется следующими особенностями:

• происходит постепенное расширение действий, усвоенных в совместной деятельности со взрослыми;

• игра часто побуждается новизной предметов и поддерживается влиянием новых качеств предметов;

ребенок совершает различные манипуляции с предметом: рассматривает, прислушивается к звукам, познает внутреннее устройство и т. д. ;

• в игровых действиях ребенка с предметами присутствует как операциональная, так и культурно-познавательная сторона – знакомство с объективными свойствами и культурными значениями предметов.

Таким образом, развитие игры в раннем возрасте происходит по трем направлениям: линии освоения предметов, линии освоения взрослого через предметы и осознания себя в действиях с предметами. Развитие предметных действий при водит к формированию (с помощью взрослого) двух типов переноса: перенос действия с предметом на другой предмет или ситуацию (например, ребенок освоил ложку и начинает «кормить» кукол, мишек, маму и т. д.) и перенос значения предмета на другой предмет, схожий с образцом (ребенок начинает использовать предмет-заместитель, например, вместо ложки использует палочку или карандаш). После того как появилось действие с предметом-заместителем, появляется воображаемое состояние («Мишка хочет есть») и воображаемая ситуация («мы сварим Мишке кашу»).

Следующий этап развития игровой деятельности связан с принятием ребенком на себя роли. Происходит это примерно к концу раннего детства. Если первоначально ребенок осознает себя выполняющим действие («Марина кормит Мишку», а "Даша качает куклу Машу", то в дальнейшем он становится способен называть себя именем другого человека или персонажа, видеть себя в новой роли. Подчеркнем особо: происходит это только под влиянием взрослого! Сравнение ребенком своих действий с действиями взрослого открывает для него новый мир и готовит почву для возникновения собственно сюжетно - ролевой игры с принятием ролей, мнимой ситуацией и правилами.

В. Хэйт в исследовании, посвященном ретроспективным воспоминаниям взрослых об их детских играх, подтвердила значимость для ребенка людей, которые часто играли с ним. А. Милн, например, за свое воображение, породившее образ сказочного леса со всеми его знаменитыми обитателями, благодарит поощрявших его детские игры родителей. А Вивиан Голланд вспоминает, что ее отец Оскар Уайльд был великолепным игровым партнером: он ползал на четвереньках и изображал разных животных.

Таким образом, дальнейшее развитие игры у ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста обусловлено развивающимися социальными контактами, более глубоким пониманием чувств и мнений других людей, а также качеством и степенью эмоциональной связи со значимым взрослым.

Дальнейшее проникновение в мир взрослых, уже в начале дошкольного детства, приводит к тому, что дети все чаще начинают играть «во взрослого», осваивая при этом все новые стороны социальной действительности, постигая опыт социальных отношений, применяя правила взаимодействия и поведения. Моделируя деятельность взрослых в игре, дошкольник тем самым расширяет сферу своих возможностей до бесконечности: он может «лечить людей», «летать в космос», быть супергероем, принцессой и т. д.

В основе ролевой игры лежит ситуация «как будто», некоторая условность. Способность принять эту условную ситуацию, переименовать предметы и действовать с ними на основе переименования характеризует более высокий уровень психического развития ребенка, его переход на новый возрастной этап, движущей силой которого является новый вид деятельности – сюжетно - ролевая игра.

С опорой на многочисленные исследования (Е. А. Аркина, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, П. А. Рудика и др.) перечислим следующие закономерности онтогенеза игровой деятельности:

1. Развитие предметных действий: от использования реальных предметов к действиям с их заместителями.

2. Развитие игрового сюжета: от бессюжетных игр – к сюжетным, от процессуальности – к сюжетности.

3. Развитие игровых отношений: переход от малых и не устойчивых групп к более многочисленным и устойчивым, от игры «по - своему» к согласованным действиям.

4. Изменение характера роли: от обобщенного характера ко все более индивидуальным чертам. Мотивом принятия роли в младшем возрасте являются привлекательные предметные действия, в среднем – сама роль, в старшем дошкольном – стремление правдиво выполнить роль.

Список используемой литературы

1. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С. А., Куликовой Т. А. – М. : Академия, 2009. – 416 с.

2. Зварыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М. : Просвещение, 1988. – 189 с.

3. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 223 с.

4. Михайленко Н. Я. Короткова Н. А. Как играть с ребенком. – М. : Просвещение, 1990. – 146 с.

Публикации по теме:

Игры на липучках для детей дошкольного возрастаИгры на липучках для детей дошкольного возраста Вашему вниманию хочу представить универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка – это игры на липучках, в которые с большим удовольствием.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Онтогенез игры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2025 в 22:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Онтогенез игры детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Коробкова Элина Таировна (УИ 1441795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД